Techlabs.ru

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

11.03.2005 12:00, TECHLABS Team

Содержание статьи:

Выпуск видеокарт на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT с интерфейсом передачи данных AGP пришелся весьма кстати для рынка видеокарт среднеценового диапазона. Данный сектор рынка смог получить достаточно неплохую "встряску", что заставило покупателей, планирующих сделать апгрейд, обратить свое пристальное внимание на новые видеокарты от NVIDIA. От ATI в сегменте Performance для интерфейса передачи данных AGP пока не слышно ничего внятного, поэтому выбор у покупателей невелик.

Однако, несмотря на все прелести видеокарт на базе графического процессора NVIDIA GeForce 6600 GT, имеется  и свой минус – цена. Да, в своем классе карты на базе процессора NVIDIA GeForce 6600 GT имеют просто отличное соотношение цена/производительность. Но ведь дополнительная экономия для той категории пользователей, которая не обладает необходимыми средствами для покупки GT версии плат, никогда не повредит. Именно поэтому NVIDIA всегда выпускала сразу несколько модификаций своих решений, дабы сделать охват потенциальных покупателей максимально широким.

Именно поэтому видеокарты на базе рассматриваемого сегодня графического процессора NVIDIA GeForce 6600 интересны в плане получения представления о том, насколько высоко соотношение цена/производительность именно у этих плат. И стоящее ли это дело – покупка именно данных плат, а не полноценных процессора NVIDIA GeForce 6600 GT.

Графический чип NVIDIA GeForce 6600

Наша таблица спецификаций графических процессоров существенно преобразилась. Помимо прямых ценовых конкурентов ATI Radeon 9800 Pro и процессора NVIDIA GeForce 6600 GT мы добавили непосредственно виновника сегодняшнего обзора – графический чип NVIDIA GeForce 6600, а также графический чип, который до этого времени выполнял обязанности NVIDIA GeForce 6600 в сегменте Performance – NVIDIA GeForce FX 5900XT. Именно видеокарты на базе данного чипа будет интересно сравнить с NVIDIA GeForce 6600. Сможет ли новинка составить достойную конкуренцию достаточно старому решению, которое, тем не менее, продолжительное время держится на рынке? Однако, обо всем по порядку, и сначала нам предстоит сравнить TTX сегодняшних участников тестирования.

Чипы

NVIDIA GeForce 6600 GT

ATI Radeon 9800 Pro

NVIDIA GeForce 6600

NVIDIA GeForce FX 5900 XT

Кодовое название

NV43

R350

NV43

NV35

Технология чипа

256 бит

256 бит

256 бит

256 бит

Техпроцесс

0.11 мкм

0.15 мкм

0.11 мкм

0.13 мкм

Число транзисторов

146 млн.

107 млн.

146 млн.

130 млн.

Шина памяти

128 бит

256 бит

128 бит

256 бит

Пропускная способность памяти

14.4 GB/s

21.8 GB/s

8.0 GB/s

22.4 GB/s

Скорость пиксельного заполнения

4.0 Гигапиксель/с

3.04 Гигапиксель/с

2.4 Гигапиксель/с

3.1 Гигапиксель/с

Шина AGP

8x (HSI)

8x

8x (HSI)

8x

Память

128/256 MB

128/256 MB

128/256 MB

128/256 MB

Частота чипа

500 МГц

380 МГц

300 МГц

390 МГц

Частота памяти

450 МГц (900 DDR)

340 МГц (680 DDR)

250 МГц (500 DDR)

350 МГц
(700 DDR)

Число пиксельных конвейеров

8

8

8

8 (4)

Число вершинных процессоров

3

4

3

3

Число текстур на конвейер

1

1

1

1 (2)

Версия вершинных программ

3.0

2.0

3.0

2.0

Версия пиксельных программ

3.0

2.0

3.0

2.0

Поколение DirectX

9.0c

9.0b

9.0c

9.0b

Если с техническими параметрами NVIDIA GeForce 6600 и ATI Radeon 9800 Pro мы хорошо смогли разобраться в нашем прошлом обзоре по графическому процессору NVIDIA GeForce 6600 GT, то сейчас нас, в первую очередь, будут интересовать те различия между NVIDIA GeForce 6600 и NVIDIA GeForce 6600 GT, которые решили заложить в эти 2 модификации плат инженеры NVIDIA.

Различий на практике оказалось минимальное количество, что не стало для нас большим сюрпризом: как всегда было заведено у NVIDIA – если в названиях чипов различия заключаются сугубо в постфиксе (GT, Ultra, Pro, XT), то разными будут тактовые частоты работы ядра и/или памяти. NVIDIA GeForce 6600 не стал исключением. Отличия от GT модификации кроются в заниженной частоте работы графического процессора: 300 МГц у NVIDIA GeForce 6600 против 500 МГц у NVIDIA GeForce 6600 GT, а также в частоте работы памяти (450 МГц (900 DDR) у GT против 250 МГц (500 DDR) у NVIDIA GeForce 6600). Как видим, урезание по частотам произошло достаточно жесткое. И если с графическим процессором есть большие надежды на успешный разгон (практика выпуска чипов NVIDIA всегда показывала отличные разгонные показатели младших чипов в линейке), то урезание по частоте работы памяти нас волнует куда больше. Разогнать медленную память, которую согласно спецификациям NVIDIA будут устанавливать на платы NVIDIA GeForce 6600 до уровня хотя бы близкого к NVIDIA GeForce 6600 GT, не представляется возможным. Поэтому низкая ПСП может стать узким местом всех плат, базирующихся на NVIDIA GeForce 6600 GT.

Если с урезанностями NVIDIA GeForce 6600 относительно NVIDIA GeForce 6600 GT все предельно ясно, то нераскрытым остается вопрос сравнения плат на базе чипов NVIDIA GeForce 6600 и NVIDIA GeForce FX 5900 XT, оказавшихся в одной ценовой нише. Платы на базе последнего чипа сейчас очень хорошо распространены и, нужно отметить, относительно неплохо продаются. Однако, именно рассматриваемый сегодня чип NVIDIA GeForce 6600 призван стать "убийцей" NVIDIA GeForce FX 5900 XT на рынке видеокарт Performance сегмента.

Посмотрим на характеристики обоих чипов. За счет более высокой тактовой частоты работы GPU NVIDIA GeForce FX 5900 XT имеет заметно больший филлрейт, нежели у NVIDIA GeForce 6600. Это − единственный фактор, который позволяет выглядеть  NVIDIA GeForce FX 5900 XT более привлекательно по сравнению с NVIDIA GeForce 6600 в плане филлрейта. Поскольку обе карты обладают восьмью конвейерами рендеринга, по одному текстурному модулю на каждом (NVIDIA GeForce FX 5900 XT также имеет возможность конфигурирования конвейера по схеме 4х2, то есть 4 пиксельных конвейера на 2 текстурника в зависимости от рендерящейся сцены). Число вершинных процессоров у обеих карт также одинаково – 3. Пропускная способность памяти плат на базе графического процессора NVIDIA GeForce FX 5900 XT также существенно больше за счет 256-битной организации доступа к памяти, а также более высокой частоты работы микросхем памяти, нежели у NVIDIA GeForce 6600.

На первый взгляд, чип NVIDIA GeForce 6600 практически по всем параметрам уступает NVIDIA GeForce 5900 XT. Однако следует принимать во внимание тот факт, что у  NVIDIA GeForce 6600 отсутствует столь характерная "боязнь" обработки пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0, которая в явном виде присутствует у всех акселераторов семейства NVIDIA GeForce FX, а также то, что архитектуры этих двух чипов в корне отличаются. Поэтому результаты тестирования обещают дать интересную картину. Однако обо всем по порядку.

Плата Sparkle GeForce 6600 AGP

Дизайн и компоновка платы

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Плата попала к нам на тестирование в OEM-комплектации, поэтому, по понятным причинам, мы опустим вопросы комплектации платы и перейдем непосредственно к описанию самой Sparkle GeForce 6600 с интерфейсом AGP. Помимо неё к нам в руки попала также плата производства Palit, которая имела в корне отличающийся от Sparkle GeForce 6600 дизайн PCB, что заставило нас произвести сравнение дизайнов PCB обеих плат. Поскольку очевидно, что на рынке будут появляться как одни, так и другие варианты PCB от разных производителей плат.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Дизайн платы от Sparkle GeForce 6600  в корне и, надо сказать, весьма существенно отличается от эталонного дизайна NVIDIA для AGP варианта плат c чипом GeForce 6600 GT. Разводка упрощена, однако не настолько, чтобы дизайн PCB Sparkle GeForce 6600 можно было бы назвать низкопрофильным.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

В наличии остался разъем для дополнительного питания, что нас несколько удивило. Учитывая частоты работы NVIDIA GeForce 6600, для нас было несколько необычным то, что требования по питанию остались такими же жесткими у этого чипа, что и у NVIDIA GeForce 6600 GT.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Однако когда к нам на тестирование попала плата Palit GeForce 6600, у которой отсутствовал разъем дополнительного питания, стало ясно, что в случае с PCB для чипа NVIDIA GeForce 6600, каждый производитель будет поступать так, как ему будет удобнее произвести разводку печатной платы.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

С различными версиями дизайна печатных плат мы разобрались. Теперь можно вернуться к Sparkle GeForce 6600 AGP. Площадка графический чип – мост HSI повернуты друг к другу на 45 градусов. Этим дизайн платы повторяет эталонное расположение GPU и моста HSI на эталонной плате NVIDIA GeForce 6600GT.

Карта имеет синий цвет PCB, несёт на борту 256 MB DDR памяти с шиной передачи данных в 128 бит (по 4 чипа памяти на лицевой и оборотной сторонах печатной платы).

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Карта имеет интерфейс AGP 4x/8x (посредством моста HSI) и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT.

Места под VIVO на плате, как и на рассмотренной ранее Palit GeForce 6600 GT не предусмотрено вовсе.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Уже упоминавшийся разъем для дополнительного питания на плате Sparkle GeForce 6600 с интерфейсом AGP имеет, ставшее уже традиционным, горизонтальное положение.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Для чипов памяти производства Hunix (HY5DU561622CT-36) предусмотрена обычная TSOP-упаковка. Время выборки чипов памяти – 3.6 нс, что соответствует частоте работы 275 МГц (550 МГц DDR), однако память функционирует на положенной по спецификациям частоте 500 МГц. Частота работы GPU составляет положенные по спецификации 300 МГц.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Раз уж мы разбирали всю систему охлаждения платы, то было бы несправедливо не посмотреть и на сам чип NVIDIA GeForce 6600. Чип прикрыт крышкой и, как видно на фотографии, изготовлен на 40-й неделе 2004 года, имея ревизию А2. Очевидно, что точно такие же чипы устанавливаются и на PCI-E версии плат.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Ниже графического процессора разместился уже упомянутый выше переходный мост HSI.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Для охлаждения GPU и переходного моста HSI используются небольшие радиаторы, а чип NV43 обдувается вентилятором средних размеров. Для совсем "негорячего" чипа NVIDIA GeForce 6600 этого вполне достаточно. Микросхемы памяти не охлаждаются вовсе – для медленной 3.6 нс памяти радиаторы не требуются.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

В качестве термоинтерфейса для GPU и моста HIS используется слой термопасты. А GPU, к тому же, снабжен по бокам специальным теплопроводящим материалом.

Тестирование

Качество 2D

Перед тем, как дать оценку качества изображения, выдаваемого видеокартой Sparkle GeForce 6600 AGP, которая приняла участие в нашем сегодняшнем тестировании, повторимся, что на сегодняшний день нельзя дать более или менее объективную оценку данного параметра для серии видеокарт, так как качество 2D сильно зависит от конкретного экземпляра, а проверить все карты по понятным причинам невозможно. Качество 2D также зависит от монитора и соединительного кабеля, что, в свою очередь, приносит солидную долю субъективизма в оценку данного параметра.

Качество 2D, показываемое платой в разрешениях 1024x768x100 Гц, 1280х1024х85 Гц и 1600х1200х60 Гц, можно охарактеризовать, как отменное. Заметных отклонений в качестве картинки замечено не было ни у одного из протестированных экземпляров.  

Разгон

Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3DMark2003 v330 и MadOnion 3DMark2001SE. В первом прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в “зацикленном” режиме для “быстрого” выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark2001SE. Если на мониторе появлялись искажения (“выбитые” пиксели, полосы, линии и так далее), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты проходили успешно, то разгон считался успешным. Дополнительное охлаждение не применялось.

Итак, видеокарту Sparkle GeForce 6600 AGP со стандартных для этого акселератора 300 МГц / 500 МГц удалось разогнать до следующих частот:

Карта

Ядро / память (Max)

Sparkle GeForce 6600 AGP

450 МГц / 610 МГц

Довольно неплохие показатели для разгона ядра. Ещё 50 МГц, и мы могли бы достигнуть частот NVIDIA GeForce 6600 GT. Память на плате Sparkle также показала замечательные результаты в разгоне. Для 3.6 нс памяти разгон до 610 МГц – это плюс 60 МГц относительно номинала, что очень и очень здорово.

Тестовый стенд

Материнская плата

MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400)

Процессор

AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 МГц)  

Память

2x512 MB DDR PC 3200 Kingston (Двухканальный режим, тайминги 5-3-3-2)

Винчестер

Maxtor Diamond 9 Plus 120 GB (8 MB Cashe)

Операционная система, тестовые программы, драйвера и настройки

Система

Драйвера NVIDIA: оптимизации триллинейной фильтрации включены, анизотропной также включены по умолчанию.

Драйвера ATI – оптимизации триллинейной фильтрации включены по умолчанию.

Все излишества и "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие.

Vsync принудительно отключался через драйвера как в OpenGL, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась. 

Тестовые программы

 



Результаты тестирования

Полусинтетические тесты

3DMark 2003 v340

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Если лидерство NVIDIA GeForce 6600 GT относительно ATI Radeon 9800 Pro – это закономерное и легко объяснимое явление, то вот раскладка сил между NVIDIA GeForce FX 5900XT и NVIDIA GeForce 6600 представляет куда больший интерес. И первый тест становится для NVIDIA GeForce 6600 неподъемной ношей в борьбе против NVIDIA GeForce FX 5900XT. За счет более высокого филррейта и ПСП, карта смогла выиграть у нового Middle-End решения NVIDIA. 

3DMark 2005

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

А вот в 3DMark 2005 результаты уже в пользу NVIDIA GeForce 6600 в виду того, что возросла сложность исполняемых шейдеров, и конвейеры NVIDIA GeForce 6600 смогли показать свое преимущество относительно NVIDIA GeForce FX 5900 XT.

AquaMark 3

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Тест AquaMark 3 гораздо более старый, чем 3DMark 2005, и здесь высокий филлрейт NVIDIA GeForce FX 5900 XT помог этой карте выйти вперед относительно NVIDIA GeForce 6600. Отметим также, что разрыв NVIDIA GeForce 6600 GT и NVIDIA GeForce 6600 достаточно приличный. Покупателям NVIDIA GeForce 6600 необходимо серьёзно рассчитывать на разгон, если они собираются добиться от своей карты на базе NVIDIA GeForce 6600 хороших результатов.

Игровые приложения: игры, не использующие шейдеры

Unreal Tournament 2004

Движок Unreal Tournament 2004 не имеет коренных отличий по сравнению с предыдущей версией игры – Unreal Tournament 2003. Игра по-прежнему не использует ни пиксельных, ни вершинных программ. Тем не менее, результаты в данной игре весьма интересны в том плане, что игра пользуется большой популярностью и в неё играет достаточное количество людей, как на любительском, так и на профессиональном (киберспортивном) уровнях.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Несмотря на небольшую сложность движка Unreal Tournament 2004, NVIDIA GeForce 6600 смогла обойти NVIDIA GeForce FX 5900 XT даже имея более низкую ПСП и филррейт.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Причем, не только в режиме чистой скорости, но и в режиме с AA и Aniso.

Unreal II: The Awakening 

Игра базируется на немного модифицированном движке от предыдущего приложения, однако имеет более сложную геометрию.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

А вот Unreal II: The Awakening показывает преимущество NVIDIA GeForce FX 5900 XT. Почему так? Видимо геометрическая производительность в этом тесте у NVIDIA GeForce FX 5900 XT выше, чем у NVIDIA GeForce 6600, а к данному факту игра весьма чувствительна.

X2: The Threat

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Вновь высокий филлрейт позволяет NVIDIA GeForce FX 5900 XT выиграть у NVIDIA GeForce 6600.

Игровые приложения: OpenGL игры 

Call of Duty

Игра сделана на модифицированном движке Quake 3 Arena, который не модифицировал за последние несколько лет только ленивый =). Качество изображения при помощи входящего с BenchemALL! конфига настраивалось на максимально возможное. Использовалась собственная демка TechLabs003. 

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

В режиме чистой скорости в лидерах относительно NVIDIA GeForce FX 5900 XT находится плата на базе NVIDIA GeForce 6600.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

А вот в режиме с AA и Aniso более низкая ПСП у NVIDIA GeForce 6600 не дала плате выиграть у NVIDIA GeForce FX 5900 XT.

Quake 3: Arena

А вот и сам старичок, которого все так любят модифицировать =). Максимально возможное качество. Использовался собственный конфиг для Quake 3, а также своя собственная демка – TechLabs006.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

В данном же игровом приложении из-за его простоты даже в режиме с AA и Aniso выигрывает NVIDIA GeForce FX 5900 XT. 

Serious Sam: The Second Encounter

Также довольно старая игра. Максимально возможное качество изображения и собственная записанная демка – TechLabs005.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Сложность движка игры минимальна – и как следствие в лидерах NVIDIA GeForce FX 5900 XT. NVIDIA GeForce 6600 относительно старого решения похвастаться не может.

IL 2 Shturmovik: Forgotten Battles

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Ещё одна OpenGL игра в нашем тестовом наборе игровых приложений, и ещё одно поражение NVIDIA GeForce 6600. 

Doom 3

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Игра имеет куда более сложный код нежели все предыдущие игровые приложения, что и позволяет всему семейству GeForce 6600 показать себя во всей красе.

Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 1.1

Плавно переходим к наиболее распространенным сейчас играм. К тем, которые используют пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1. Несмотря на все прелести шейдеров версии 2.0, программисты не спешат повально делать движки, использующие возможности шейдеров 2.0 на полную катушку. И их можно понять. Использование шейдеров 2.0 целесообразно только в том случае, если акселератор среднестатистического пользователя находится как минимум в разряде "чуток повыше Middle-End". В противном случае, приемлемой скорости в игре наблюдаться не будет. Также мы можем понять программистов, которым искренне лень писать код под шейдеры 2.0 (и уж тем более заглядывать уже сейчас на Shader Model 3.0), когда есть шейдеры 1.1, и у подавляющего большинства пользователей появились карты, на которых они будут исполняться с приемлемой скоростью. 

Painkiller

Мы использовали новую версию бенчмарка c5l1, которая стала доступна с последним патчем. Также с последним патчем появился новый бенчмарк c5l2, который нагружает все без исключения карты на порядок больше, чем даже модифицированная версия с5l1, однако имеет проблемы с подсчетом результатов тестирования, из-за чего мы не смогли протестировать наши карты в данном тесте.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

В режиме чистой скорости, а также в режимах с антиалиасингом и анизотропной фильтрацией победу одерживает NVIDIA GeForce 6600. Игра не использует шейдерную модель 2.0, однако и шейдеров версии 1.1 хватило, чтобы нагрузить конвейер  NVIDIA GeForce FX 5900 XT.

Need for Speed: Underground 2

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP  Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Need for Speed: Underground 2 – это новая игра в нашем тестовом наборе. Не ошибемся, если скажем, что игра пользуется просто огромной популярностью среди любителей автосимуляторов, и не включить результаты тестов популярных видеокарт в этой игре было бы для нас просто преступлением.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP  Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Игра не использует пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0. Как показал анализ движка игры при помощи программы 3DAnalyze, игра изобилует шейдерами версии 1.1.

Для тестирования мы выбрали условия, наиболее приближенные к реальным игровым, а если быть ещё точнее, то условия тестирования заключались в небольшом фрагменте игры на одной и той же трассе с одинаковыми условиями при каждом новом старте. Мы неоднократно проверяли нашу методику измерений результатов fps и остались ею весьма довольны – погрешность не превышала 1 fps.

Также у NVIDIA GeForce 6600 GT при использовании драйверов ForceWare 71.82 WHQL нами был замечен следующий неприятный глюк изображения:

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

На карте с чипом ATI Radeon 9800 Pro все было в порядке.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Что касается непосредственно результатов тестирования, то в режиме чистой скорости с незначительным отрывом лидирует NVIDIA GeForce 6600.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

А в режиме с AA и Aniso пальма первенства переходит к NVIDIA GeForce FX 5900 XT – более высокая пропускная способность памяти у "старичка" FX-а дает о себе знать.

Firestarter

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Более высокий филлрейт и ПСП у NVIDIA GeForce FX 5900 XT с учетом не самой большой сложности движка игры Firestarter дают все козыри конвейерам NVIDIA GeForce FX 5900 XT, графический процессор которого работает с более высокой, нежели у GeForce 6600 частотой.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Это, в равной степени, касается как режима чистой скорости, так и показателей в плат с включенным AA и Aniso. 

Prince of Persia: Warrior Within

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP  Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Также мы обновили одну из наших постоянных участниц тестирования – игру Prince of Persia. Совсем недавно вышла её новая часть – Prince of Persia: Warrior Within. И, естественно, мы обновили нашу старую игру Prince of Persia: Sands of Time на новую Prince of Persia: Warrior Within.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP  Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Анализ движка игры не выявил каких-либо качественных изменений в версии используемых пиксельных и вершинных программ. Игра по-прежнему использует только 1.1 версию пиксельных и вершинных программ.

Тестирование в игре проводилось при помощи уже описанной нами утилиты FRAPS. В качестве сцены, используемой нами для замера скорости рендеринга в игре, мы использовали самый первый вступительный ролик (как и в Prince of Persia: Sands of Time), который весьма хорошо отражает общий игровой fps в игре (наличие боевых сцен и положение камеры как при обычной игре).

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Даже первая версия игры Prince of Persia (The Sands of Time) обладала достаточно жесткими требованиями к видеокарте – без обязательной поддержки шейдеров 1.1 акселератором поиграть в игру не представлялось возможным. Вторая же часть игры для PC (Warrior Within) ещё более активно использует пиксельные и вершинные программы версии 1.1 и это находит свое отражение в результатах тестирования. Гибкие конвейеры GeForce 6600 справляются с тяжелым кодом Prince of Persia: Warrior Within гораздо лучше чипа прошлого поколения – NVIDIA GeForce 5900 XT.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

А в режиме с AA и Aniso чип NVIDIA GeForce 6600 и вовсе показывает результаты наравне с ATI Radeon 9800 Pro.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Анализ значений минимального падения фреймрейта не приносит каких-либо сюрпризов – все достаточно закономерно с учетом описанной выше расстановки сил среди акселераторов.

Breed

Данное игровое приложение также уже достаточно давно участвует в наших тестированиях.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Однако на используемой нами версии драйверов мы получили с картой NVIDIA GeForce 6600 GT и NVIDIA GeForce 6600 следующие артефакты изображения. Мы не исключаем, что причиной не совсем адекватных результатов в данном тесте могли послужить именно данные ошибки рендеринга.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

В режиме чистой скорости в абсолютных лидерах, как ни странно, ATI Radeon 9800 Pro. Как мы уже говорили чуть выше, возможной причиной подобной раскладки сил в данном тесте могли послужить возникшие на NVIDIA GeForce 6600 GT и NVIDIA GeForce 6600 артефакты изображения. NVIDIA GeForce FX 5900 XT чуть быстрее GeForce 6600.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

А вот при включении техник, улучшающих изображение, ситуация становится немного другой. В абсолютные лидеры заслуженно выходит NVIDIA GeForce 6600 GT. А вот 6600 выиграть у NVIDIA GeForce FX 5900 XT не смог – ему нечего противопоставить чипу прошлого поколения в тяжелом режиме с AA и Aniso: низкая ПСП и филлрейт явно не способствуют скачку производительности у GeForce 6600.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Анализ минимальных значений fps не приносит сюрпризов. Отметим только, что порог падения производительности у ATI Radeon 9800 Pro заметно выше, нежели у GeForce 6600 GT. То есть играть на карте с чипом ATI будет  несомненно приятнее – не будет присутствовать резких перепадов фреймрейта и так называемых "тормозов".



Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 1.1

Colin McRay Rally 2005

Обновлению подвергся и наш раллийный симулятор. Нововведений в части переработки движка замечено не было ни в версии используемых пиксельных и вершинных программ (по-прежнему используются 1.1 версия шейдеров), ни в визуальном плане.

Не изменилась и наша методика тестирования. Это по-прежнему замер fps при помощи утилиты FRAPS на одной из игровых трасс.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

В абсолютных лидерах плата на базе графического процессора ATI Radeon 9800 Pro. Игра Colin McRay Rally всегда показывала наибольшие значения fps именно на платах с GPU от ATI, поэтому в нынешней раскладке сил нет ничего удивительного. GeForce 6600 начинает догонять FX 5900 XT в высоких разрешениях, а затем и в режиме с AA и Aniso.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Падение производительности у GeForce 6600 и GeForce FX 5900 XT примерно одинаковое.

Max Payne 2

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Движок игры Max Payne 2 в минимальной степени использует пиксельные шейдеры 1.1, что позволяет NVIDIA GeForce FX 5900 XT быть в лидерах относительно GeForce 6600.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Несмотря на то, что средний фпс у NVIDIA GeForce 6600 GT больше, чем у ATI Radeon 9800 Pro, минимальный фпс у ATI Radeon 9800 Pro больше, что дает при игре гораздо больше комфорта. Однако справедливости ради стоит отметить, что обе карты дают приемлемый фреймрейт в этой уже достаточно старой игре.

Thief 3: Deadly Shadows

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Запас прочности у NVIDIA GeForce FX 5900 XT в игре Thief 3 оказался побольше, чем у GeForce 6600. Разница в результатах между GeForce 6600 GT и GeForce 6600 весьма существенна – более чем в 2 раза.

Hitman: Contracts

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

В игре же Hitman: Contracts явного лидера из двух сходнопозиционируемых ценовых ниш назвать трудно. Платы в каждой из своих ценовых категорий показали примерно одинаковые результаты.

Tribes: Vengeance

Также новая игра в нашем тестовом наборе, гордо несущая красную лейблу компании ATI. Это знак того, что движок игры разрабатывался в тесном сотрудничестве с программистами ATI для оптимизации игры на GPU канадской компании.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Примечательно то, что версия используемых шейдеров в игре зависит от GPU видеокарты, на которой запускается игра. Так, на видеокартах ATI версия используемых шейдерах была 2.0, тогда как с картами NVIDIA использовались шейдеры версии 1.1.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Отметим, что данный факт уже ставит решения ATI и NVIDIA в неравные условия, однако принудительно включить шейдеры 2.0 для обеих карт не получилось (в том числе не помогла правка ini файла). Однако справедливости ради стоит отметить, что визуально качество изображения при использовании разных версий шейдеров не отличалось.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

В качестве тестовой сцены использовался заставочный ролик игры.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

NVIDIA GeForce FX 5900 XT работал в игре с шейдерами версии 1.1, а новые GeForce 6600 GT / GeForce 6600 c 2.0 версией пиксельных и вершинных программ, что, естественно, накладывало на процессоры NV43 дополнительную нагрузку. В итоге незначительное преимущество NVIDIA GeForce FX 5900 XT над NVIDIA GeForce 6600.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Однако в режиме с AA и Aniso GeForce 6600 берет свое.

Игровые приложения: игры, использующие шейдеры версии 2.0

FarCry

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Шейдеры 2.0 – слабое место всех плат на баз графических процессоров GeForce FX и как результат – полное доминирование GeForce 6600 GT / 6600 в этом тесте во всех режимах.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Только более низкая ПСП не дала GeForce 6600 в режиме с AA и Aniso вырвать окончательную победу – в итоге примерный паритет.

Half-life 2

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Half-life 2 показывает незначительное преимущество NVIDIA GeForce FX 5900 XT. Достаточно странно, не правда ли? Учитывая большую "не любовь" GeForce FX к шейдерам 2.0, которыми изобилует Half-Life 2, подобную картину достаточно странно видеть на диаграмме. Однако это достаточно легко объяснимо, учитывая то, что для разных поколений видеокарт в Half-Life 2 существуют свои схемы рендеринга, которые могут кардинально отличаться по качеству. И в нашем случае качество и эффектность изображения, которое мы получаем на GeForce 6600 GT / 6600 не идет ни в какое сравнение с тем, что мы можем видеть на NVIDIA GeForce FX 5900 XT.

Tomb Raider: Angel of Darkness

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Сложный шейдерный код Tomb Raider: Angel of Darkness дает шанс пиксельным конвейерам GeForce 6600 показать себя с лучшей стороны относительно GeForce FX 5900XT.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

А вот в режиме с AA и Aniso уже примерный паритет.

HALO: Combat Evolved

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Однозначная победа GeForce 6600 над GeForce FX 5900 XT. Игра достаточно старая, однако, постоянные оптимизации драйверов ForceWare делают свое дело.

Chronicles of Riddick

Игра, которая, по заверениям многих игровых изданий, смогла переплюнуть Doom 3 и Half Life 2 вместе взятых. Заявление весьма спорное, и мы не будем здесь углубляться в споры по поводу того, какая из них все таки более достойна звания "Игра года", а сконцентрируемся на особенностях движка игры.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Сам Chronicles of Riddick является портом с Xbox, однако в отличие от большинства портов с приставок над PC-версией движка игры поработали на славу. Широкое использование шейдеров версии 2.0 сделали игру в визуальном плане очень похожей на движок Doom 3.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Схожесть заметна невооруженным глазом, однако схемы путей рендеринга в этих двух движках принципиально отличаются. Уже хотя бы используемыми API.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

В качестве тестовой сцены для замера fps использовался начальный ролик игры.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Столь низкие результаты плат на чипах NVIDIA в этом тесте легко объясним тем, что мы использовали первый билд игры без патча, на котором рендеринг на GPU NVIDIA проходил не совсем корректно. После выхода патча результаты тестов стали куда более "вменяемы" для NVIDIA. В наших следующих материалах мы будем использовать уже пропатченную версию Chronicles of Riddick, а сегодняшние результаты можно рассматривать сугубо ознакомительные для тех, кто не установил патч к игре.

Vampire: The Masquerade Bloodlines

Появление игры на движке Half-Life 2 в скором времени после выпуска самой долгоожидаемой игры года многих весьма порадовало. Не пришлось долго ждать появления игр, использующих все прелести нового движка, в отличие от Doom 3, игры, базирующейся на технологии, которая ещё неизвестно когда появится на рынке.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Сам же движок игры Vampire: The Masquerade Bloodlines, как показал наш анализ, является точной копией Half-Life 2, однако не использует возможности своего прародителя на все 100%. Это подтверждается меньшим, по сравнению с оригинальным Half-Life 2, использованием пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0. Вместо них используются более простые эффекты, реализованные при помощи 1.1 версии пиксельных и вершинных программ.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Скорость в игре измерялась при помощи утилиты FRAPS на одном из уровней игры, изобилующим водными поверхностями, что гарантировало максимальную насыщенность сцены пиксельными шейдерами версии 2.0. Как и в случае с игрой Hitman, мы производили замер fps при прохождении игроком небольшого участка уровня. Погрешность измерений находилась в пределах 1 fps.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Особенность использования движка Half-Lfe 2 в игре Vampire: The Masquerade Bloodlines привела к гораздо большей процессорозависимости игры, нежели оригинального Half-Life 2. Это отчетливо видно в нижних разрешениях. В целом, мы можем констатировать лидерство GeForce 6600 относительно GeForce FX 5900 XT.

Выводы

Итак, пора подвести итоги нашего испытания. Получилось ли из NVIDIA GeForce 6600 удачное решение для своего класса? Вне всякого сомнения. При средней цене порядка 150 у.е. мы получаем видеокарту, которая смогла выиграть в половине тестов у своего нынешнего ценового конкурента, графического процессора прошлого поколения – NVIDIA GeForce FX 5900 XT. И это при стоимости в 180 у.е. у последней. Не можем не отметить тот факт, что покупка NVIDIA GeForce 6600 будет гораздо более дальновидным решением на сегодняшний день, нежели покупка чего-либо из прошлого поколения. Дело даже не в шейдерах 3.0, которые пока, к сожалению, не очень актуальны. Дело в более гибком конвейере NV43, который гораздо лучше справляется с шейдерами 2.0 по сравнению с тем же NVIDIA GeForce FX 5900 XT, что дает вам неоспоримое преимущество в современных играх, которые вовсю начинают использовать шейдеры 2.0. Также не стоит списывать со счетом и возможность разгона GeForce 6600.

Пока мы можем констатировать однозначный успех GeForce 6600 GT / 6600 на рынке Middle-End, однако посмотрим, что будет, когда на рынок выйдут ATI Radeon X700 / X700 Pro под AGP. Тогда нам предстоит наблюдать настоящее сражение за рынок Middle-End. Сроки поставок новых чипов до конца неопределенны и поэтому достаточно сложно сказать когда же мы сможем этот бой наблюдать воочию. Но то что будет интересно – это не подлежит сомнению.

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce 6600 AGP

Выражаем благодарность интернет-магазину UltraPrice за предоставленную на тестирование видеокарту Sparkle GeForce 6600 AGP

Карта сайта1 . Карта сайта2 . Карта сайта3 . Карта сайта4 . Карта сайта5 . Карта сайта6 . Карта сайта7 . Карта сайта8 . Карта сайта9 . Карта сайта10 . Карта сайта11 . Карта сайта12 . Карта сайта13 . Карта сайта14 . Карта сайта15 . Карта сайта16 . Карта сайта17 . Карта сайта18 . Карта сайта19 . Карта сайта20 . Карта сайта21 . Карта сайта22 . Карта сайта23 . Карта сайта24 . Карта сайта25 . Карта сайта26 . Карта сайта27 . Карта сайта28 . Карта сайта29 . Карта сайта30 . Карта сайта31 . Карта сайта32 . Карта сайта33 . Карта сайта34 . Карта сайта35 . Карта сайта36 . Карта сайта37 . Карта сайта38 . Карта сайта39 . Карта сайта40 . Карта сайта41 . Карта сайта42 . Карта сайта43 . Карта сайта44 . Карта сайта45 . Карта сайта46 . Карта сайта47 . Карта сайта48 . Карта сайта49 . Карта сайта50 . Карта сайта51 . Карта сайта52 . Карта сайта53 . Карта сайта54 . Карта сайта55 . Карта сайта56 . Карта сайта57 . Карта сайта58 . Карта сайта59 . Карта сайта60 . Карта сайта61 . Карта сайта62 . Карта сайта63 . Карта сайта64 . Карта сайта65 . Карта сайта66 . Карта сайта67 . Карта сайта68 . Карта сайта69 . Карта сайта70 . Карта сайта71 . Карта сайта72 . Карта сайта73 . Карта сайта74 . Карта сайта75 . Карта сайта76 . Карта сайта77 . Карта сайта78 . Карта сайта79 . Карта сайта80 . Карта сайта81 .