Видеокарты 

Матч-реванш "красных", или Обзор графической архитектуры AMD Radeon HD 48ХХ. Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB

версия для печати послать другу 0
|| Содержание статьи

Показать одной страницей

06.10.2008 00:05 Автор: Дмитрий Трамбицкий

Серия: AMD Radeon HD 4850
Стоимость (Минск): $190
Стоимость (Москва): $170
 
Пожалуй, за два последних года дела у компании AMD/ATI на графическом фронте оставляли желать лучшего. Производитель долгое время пытался выпустить мощное графическое решение, которое бы заставило содрогнуться калифорнийского гиганта NVIDIA. Однако угнаться за конкурентом, как оказалось, не так-то просто.
 
Первые графические решения AMD/ATI на базе унифицированной архитектуры (вспомним, например, Radeon HD 2900 XT) были не столь удачными продуктами. Высокая стоимость производства и, как следствие, цена, неадекватная производительность в соответствующем ценовом сегменте, проблемы с драйверами - все это вынуждало производителя снижать (причем значительно) стоимость на свою продукцию, что являлось единственным выходом из сложившейся ситуации.
 
К сожалению, в следующем поколении видеокарт (RV670) AMD/ATI решила не учитывать все весомые архитектурные недостатки прошлого чипа, а просто выпустила cчитай тот же R600, только на новом техпроцессе. Не сказать, чтобы в итоге получилось плохо, однако для серьезной конкуренции с NVIDIA этого явно было недостаточно.
 
При создании нынешнего поколения чипов RV770, который положил начало линейке плат серии 48ХХ, инженеры AMD, конечно же, постарались проработать и устранить слабые места прошлой архитектуры. Насколько хорошо это у них получилось, без всестороннего анализа возможностей чипа сказать пока трудно. Однако уже сам факт анонса заставил действительно заволноваться NVIDIA, которая заявила о существенном снижении цен на  некоторые свои видеокарты. Значительно упала стоимость  GeForce 9800 GTX –  с $299 до $199! Пересмотру стоимости подверглись также GeForce GTX 260 и 280 (последняя сразу же упала на $100). Да, AMD действительно наступила на больной мозоль своему конкуренту, выпустив действительно нечто стоящее…
 
Сегодня, собственно говоря, мы рассмотрим возможности новинки AMD/ATI RV770, которая так напугала NVIDIA, и попутно протестируем младшего представителя семейства 48ХХ – видеокарту PowerColor HD 4850.
 
Архитектура графического чипа RV770 – основные особенности и концепция
 
Отметим сперва технические характеристики RV770 (на базе AMD Radeon HD 4850):
  • кодовое название чипа - RV770;
  • технологический процесс изготовления - 55 нм;
  • количество транзисторов - 956 млн;
  • частота работы ядра - 625 МГц;
  • 800 унифицированных процессора, работающих на частоте 625 МГц;
  • 40 блоков текстурной фильтрации с поддержкой операций с плавающей запятой FP16 и FP32;
  • 16 блоков записи в кадровый буфер (ROP);
  • ширина шины памяти - 256 бит;
  • объем видеопамяти - 512/1024 МВ типа GDDR3 с частотой 2000 МГц;
  • полоса пропускания памяти - 64 GB/s;
  • аппаратная поддержка - АРI Direct X 10.1, Shader Model 4.1, а также OpenGL 2.1;
  • поддерживаемый интерфейс шины - PCI-Express x16 rev 2.0;
  • возможность организации массива из двух видеокарт AMD CrossFire;
  • аппаратное декодирование видео;
  • интерфейсы 2x DVI Dual Link, HDMI, HDTV;
  • интегрированная в ядро поддержка TV-выхода.
Как уже упоминалось выше, архитектура чипа RV770 является полноправной "работой над ошибками" прошлого RV670.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
В новом ядре производитель попытался не только уместить огромное количество исполнительных блоков, но и провел целый комплекс мероприятий и усовершенствований архитектуры, направленных на повышение эффективности и производительности чипа RV770.
 
a.jpg
 
Первое, что сильнее всего бросается в глаза, – огромный модуль унифицированных шейдерных блоков (или потоковых процессоров). Этот модуль выделяется на фоне таких важных составных частей любого чипа, как блоки записи в буфер кадра или текстурные блоки. Более того, AMD в первую очередь упоминает значительно возросшее относительно RV670 число потоковых процессоров – 800 (напомним вам - у прошлого поколения чипов их было только 320).
 
На фоне этого даже нынешний флагман NVIDIA GeForce GTX 280 с его 240 процессорами (Stream Processors, SP) выглядит скудновато, однако это всего лишь небольшие маркетинговые ухищрения AMD, а на самом деле с этим не все так уж гладко. Чуть позже мы попытаемся раскрыть эту магию чисел, а пока пробежимся по узловым моментам архитектуры RV770.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Частоты ядра видеокарты составляют 625/750 МГц (для плат HD 4850/4870 соответственно), что меньше, чем у прошлого RV670. Этот факт лишь можно объяснить возросшей сложностью производства GPU, так как в "упаковку" производитель впихнул вместо 320 уже 800 потоковых процессоров.  
 
Все потоковые модули GPU работают на частоте, соответствующей ядру. Для сравнения: шейдерный домен конкурирующего чипа NVIDIA спокойно работает на частоте 1.2 ГГц, чем уже практически удваивает свою производительность по сравнению с решением AMD.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Как видно из схемы выше, компания решила отказаться от разрекламированной технологии кольцевой структуры шины памяти (ring bus) и перешла на архитектуру с центральным концентратором (хабом). Благодаря более грамотному распределению потоков между исполнительными блоками ядра, интерфейса PCI Express, UVD2, контроллерами вывода, значительно повысился КПД полосы пропускания чипа.
 
В результате этого контроллер, обладающий поддержкой памяти GDDR5, даже с 256-битным интерфейсом демонстрирует эффективную полосу пропускания до 120 GB/s. 
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Как заявляет производитель, была улучшена эффективность работы модуля Ultra-Threaded Dispatch Processor или диспетчера потоков. Как следует из названия, этот модуль ответственен за распределение нагрузки на исполнительные блоки, в первую очередь на потоковые процессоры. Ведь унифицированная шейдерная архитектура с ее гибкостью и возможностью исполнения на одних и тех же блоках различных операций предъявляет серьезные требования к модулю распределения вычислений, которым и является диспетчер потоков. Здесь мы также видим и слабое место архитектуры – даже при заявленном количестве одновременно выполняемых потоков, составляющем тысячи, эффективность архитектуры сильно зависит от софтверной оптимизации. Чем больше на вход диспетчера поступит инструкций, выполнение которых можно распараллелить, тем быстрее будет происходить рендеринг. Таким образом, оптимизацией инструкций на уровне драйвера и самого приложения (игры) можно добиться очень и очень многого.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Кроме того, новичок R770 обзавелся усовершенствованным блоком тесселизации, новым аппаратным видеодекодером, улучшена эффективность блоков TMU и ROP. Итак, обо всем по порядку.
 
Уже начиная с архитектуры Radeon HD 2000, AMD использует несколько иные потоковые процессоры, нежели те, что использует NVIDIA в G80/84/92/94. Если посмотреть на самую первую блок-схему архитектуры R770, то можно заметить, что шейдерные блоки сгруппированы по пять. Такая группа называется суперскалярным процессором, и именно ее следует считать основным структурным  блоком модуля обработки шейдеров. Однако в целях маркетинга AMD считает каждый отдельный ALU (арифметико-логическое устройство), входящий в суперскалярный процессор, за потоковый процессор, откуда и проистекает красивая цифра 800 потоковых процессоров. Приглядимся поближе к одному такому суперскалярному процессору.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Как и у прошлого RV670, входящие в чип ALU (в дальнейшем мы будем называть потоковые процессоры AMD именно так) совсем не равнозначны. Только один из пяти ALU (он обозначен более толстым "кирпичиком") способен исполнять специальные функции, такие, как синус, логарифм, экспонента, и так далее. Остальные четыре арифметико-логических устройства предназначены для выполнения операций сложения-умножения, как и обычные ALU в центральных процессорах. Сходство дополняется также поддержкой этими ALU полной 32-битной точности вычислений и инженерного стандарта IEEE 754. Означает это, что на R770 без особого труда можно организовать ускоритель определенных видов вычислений, например, различного рода научных или экономических калькуляций. Каждый из 160 суперскалярных процессоров R600 дополнительно снабжен блоком предсказания ветвлений (еще одна архитектурная аналогия – префетч у CPU), что повышает эффективность работы на шейдерах с большим числом переходов.
  
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Все вычислительные модули ALU архитектуры RV770 объединены в 10 SIMD ядер (по 80 штук скалярных или 16 суперскалярных в каждом). В итоге мы имеем только лишь 160 универсальных модулей по пять ALU в каждом. Ну а далее идет маркетинг – 160*5=800.
 
Напрямую сравнивать 160 суперскалярных процессора RМ770 со 240 скалярными потоковыми процессорами GT200 нельзя. Во-первых, все 240 процессоров NVIDIA умеют производить как элементарные функции (сложение-умножение), так и специальные (синус, косинус, экспонента), а также целочисленные операции, в то время как только 20% ALU в RV770 могут выполнять весь набор данных действий. Получается, что в идеальной ситуации за такт будет обрабатываться 800 операций. Но сможет ли компилятор нагрузить каждый из ALU своей операцией в реальных приложениях? В худшем случае мы получим только одну операцию на суперскалярный процессор, то есть 160 за такт против 240/192 на данный момент у NVIDIA.
 
Таким образом, мы видим, что архитектура шейдерных блоков у AMD дает нам колоссальную разбежку между пиковой и минимальной производительностью, а в реальных приложениях почти все зависит от эффективности поданного на GPU кода. К счастью, почти все обрабатываемые величины (значения цвета пикселей, положения вершин и так далее) обычно являются четырехкомпонентными, и при грамотной компиляции будут задействованы, как минимум, 80% всех ALU. NVIDIA же предлагает абсолютно стабильную производительность шейдеров, которая слабо зависит от характера исполняемого кода. В итоге подход у компаний просто разный, и назвать какой-то из них более удачным просто невозможно. Быть может, некоторые точки над "i" позволит расставить дальнейшая разработка ПО, использующего мощности GPU для неграфических нужд, но пока о прямом сравнении шейдерных архитектур говорить рано.


В RV770 не только переработали эффективность и структуру TMU, но и значительно увеличили их количество.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Итак, каждое SIMD ядро содержит 16 суперскалярных процессора, 4 блока TMU и текстурный кэш L1.
 
По сути, вновь получается, что AMD использует соотношение вычислительных и текстурных мощностей примерно 4 к 1, как и у прошлых поколений чипов.
 
Однако TMU претерпели значительные усовершенствования, направленные на повышение эффективности работы. В каждом из TMU имеется по 4 блока адресации, 16 блоков выборки и 4 блока фильтрации. Теоретически получается, что такой модуль слабее, чем у RV670, однако в новом ядре RV770 это компенсируется использованием большего количества TMU. Теоретически, как заявляет AMD, скорость фильтрации 32-битных текстур должна возрасти примерно в 2.5 раза, и примерно в 1.3 раза для 64-битных.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
AMD отдельным слайдом в своей презентации упоминает также текстурный кэш, который также претерпел структурную реорганизацию. Теперь кэш первого уровня L1 увеличил свою пропускную способность до внушительных 480 GB/s, а полоса пропускания между уровнями L1 и L2 поднялась до 384 GB/s.  Как видно из схемы, каждое SIMD-ядро теперь имеет свой кэш первого уровня для хранения информации, что в целом положительно сказывается на его эффективности ввода и вывода данных. Кэш уровня L2 согласован посредством 64-битных каналов с контроллерами памяти, и кроме этого, теперь в составе модуля появился специальный кэш вершинной информации – что также будет напрямую сказываться на общей эффективности работы текстурных блоков.
 
Количество блоков записи в буфер кадра (ROP) у RV770 по сравнению с RV670 осталось неизменным, да и изменений в структуре их работы не так уж много.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
И, тем не менее, инженерам AMD удалось значительно увеличить скорость работы блоков растеризации – результатом чего явилось вдвое большее количество пикселей записываемых в кадровый буфер за один такт.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Как видно из таблицы, эффективность блоков записи в буфер кадра увеличилось вдвое практически во всех режимах (кроме 32-битного цвета без MSAA).
 
Стоит также отметить, что чип поддерживает все современные режимы мультисэммплинга, включая CFAA. Напомним вам, что CFAA (Custom Filter Anti-Aliasing) позволяет использовать специализированные фильтры сглаживания. Из них наиболее выделяется метод краевого сглаживания (фильтр edge detect), который осуществляет выборку сэмплов только в районе грани полигона. Данные ухищрения позволят не только повысить качество сглаживания, но и избежать излишнего "замыливания" картинки.
 
Мы уже знакомы с использованием технологий, призванных создавать эффект объемных поверхностей, не затрачивая лишних полигонов. Это карты нормалей, карты неровностей (бампмэппинг) и даже параллаксмэппинг. Тесселяция применяется для тех же целей, что и все вышеперечисленные "мэппинги", то есть для увеличения геометрической сложности (рельефности) объектов без увеличения числа реальных полигонов модели при помощи наложения карты смещения. Сама технология, мягко говоря, не новая (ее первое серьезное применение на рынке PC-графики произошло с выходом Matrox Parhelia), а для ее использования (помимо собственно карты смещения) необходима модификация вершинных шейдеров в игре.
 
Сам блок тесселяции в прошлом чипе RV670 программировался посредством вершинных шейдеров вместо геометрических шейдеров DirectX 10.
 
 Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
В новой архитектуре чипа RV770 модуль тесселяции был усовершенствован – повысилась не только эффективность его работы, но и добавлена возможность работы блока как с вершинными, так и с геометрическими типами шейдеров.
 
Так какая же польза от данной технологии? Во-первых, "экономия" полигонов приводит к повышению производительности – для того чтобы воссоздать сложную геометрически модель вместо массива вершин, достаточно обработать низкополигональную модель и карту смещения – фактически обычную текстуру (причем не более чем 16-битную).
 
Во-вторых, резко падает потребление видеопамяти (и пропускной способности) что AMD тотчас же проиллюстрировала слайдом.
 
Ну и, наконец, тесселяция позволяет воссоздавать крупные геометрические детали (рельеф местности, складки тканей), тогда как бампмэппинг ограничивается только неровностями, а нормалмэппинг – мелкими деталями. В сочетании же с бампмэппингом тесселяция в состоянии создать очень сложную геометрию там, где использованы всего тысячи или даже сотни полигонов.
 
В чипе RV770 была представлена обновленная  версия видеопроцессора UVD 2 (Unified Video Decode) для аппаратного декодирования видеопотока.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Движок включает в себя встроенный декодер практически всех современных видеоформатов UVD, который заметно снижает нагрузку на процессор. А если верить утверждениям специалистов AMD, то еще и повышает само качество видео. Поддерживаются для декодирования все три формата, которые используются в HD-видео: VC-1, H.264 и AVC. В отличие от чипа G80 аппаратному декодированию подвергаются абсолютно все этапы обработки видео. Другими словами, видеокарта напрямую получает поток данных с жесткого диска. Особенно заметной должна быть разгрузка процессора при работе с кодеком H.264. При воспроизведении HD DVD-диска  загрузка должна упасть с 70% для среднестатистического двухъядерного процессора до 10%, что сделает возможным создать бюджетную систему на базе какого-нибудь Sempron 3000, способную "потянуть" настоящий High Definition. Впрочем, данные сведения предоставляются самой AMD, а их еще стоит проверить на практике. Присутствует в UVD 2 и декодирование классического MPEG-2, однако на современных процессорах вряд ли будет сколько-нибудь заметным эффект от такой поддержки. Напоследок упомянем и такие, в общем-то, привычные для GPU функции – аппаратный деблокинг и деинтерлейс изображения, компенсацию движения и фильтрацию.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Помимо всего прочего, из основных улучшений можно также выделить восьмиканальный звуковой кодек Realtek, который может работать с форматами AC3, DTS, Dolby True-HD и DTS-HD с битрейтом вплоть до 6.144 МB/s. 
 
Сегодня новоиспеченный чип умеет также справляться и с аппаратным видеокодированием из одного формата в другой. Технология Accelerated Video Transcoding (AVT), поддерживающая форматы H.264 и MPEG2, позволяет графическому решению перекодировать часовой ролик формата 1080p за 32 минуты, в то время как современному процессору Core 2 Duo E8500 понадобилось чуть меньше 10 часов. Почти 19-кратное преимущество – звучит очень внушительно! Остается только ждать появления в широких массах соответствующего софта.


Выводы по архитектуре
 
Чип AMD R770 – это по-прежнему самый сложный и совершенный GPU в архитектурном плане, выпущенный на данный момент на потребительский рынок. У него есть несколько ключевых особенностей – это высокая степень программируемости, большое количество исполнительных блоков, модуль тесселяции и обновленный видеопроцессор UVD.
 
Наконец-то, разработчики поняли ошибки и слабые места своих прошлых чипов, и исправили ряд серьезных недостатков в архитектуре.
В активе RV770 теперь аж 800 потоковых процессоров, усовершенствованные блоки TMU и ROP - NVIDIA есть чего бояться! 
 
Новоиспеченный чип выглядит достаточно внушительно как с точки зрения характеристик, так и применяемых технологий, что, несомненно, должно отразиться на его производительности. Насколько же хорошей получилась работа у инженеров AMD, мы узнаем чуть ниже, а сейчас изучим типичного представителя на базе архитектуры HD 4800, видеокарту PowerColor HD 4850 512 MB.
 
ВидеокартаPowerColor HD 4850 512 MB
 
 
Комплектация, дизайн PCB и конструкция системы охлаждения
 
Видеокарта поставляется в небольшой по размерам коробочке вертикального расположения.
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
Стиль оформления – типично традиционный для плат PowerColor. На лицевой стороне изображена девушка с мечом и представлены основные технические характеристики. С обратной – более подробные характеристики и используемые технологии.
 
Внутри коробки, помимо самой видеокарты, по картонным перегородкам уложен следующий комплект:
  • руководство по быстрой установке;
  • CD с драйверами и утилитами;
  • CD с программами компании Cyberlink;
  • переходник DVI-I на D-SUB;
  • специальный переходник питания 2х Molex на 6-пиновый PCI Express;
  • специальный переходник с DVI на HDMI с поддержкой передачи звука;
  • мостик для реализации работы двух карт в режиме CrossFire.
  • переходник S-Video ->компонентный.
Комплект весьма сбалансирован. Кабели практически на любые случаи жизни. Жаль, что какие-либо бонусы в виде игр, фирменных отверток и т.д. отсутствуют. Впрочем, к существенным недостаткам это отнести нельзя, ведь все эти, порой ненужные "прибамбасы", увеличивают себестоимость конечного продукта, поскольку надеяться, что производитель расщедрится бесплатными бонусами, просто наивно.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Дизайн PCB печатной платы HD 4850 недалеко ушел от классической HD 3850.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Визуальные отличия плат с установленной системой охлаждения практически отсутствуют. В глаза только лишь бросается вентилятор с большим количеством лопастей у HD 4850. Габаритные размеры видеокарт также идентичные. В принципе, а что тут и менять, ведь HD 4850 имеет 256-битную шину, поэтому значительной переработке PCB прошлого HD 3850 практически не требуется, разве что только в системе питания.    
 
Для подпитки платы используется один внешний 6-контактный разъем, расположенный у края PCB платы.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
Кулер видеокарты такой же компактный, как и у HD 3850, и занимает только один слот.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
Медное основание, прикрепленное непосредственно к алюминиевому каркасу, контактирует с кристаллом графического процессора с чипами памяти и элементами питания. При этом используется термоинтерфейс в виде "липучки", пропитанной специальным веществом.
 
За принудительную циркуляцию воздуха отвечает небольшой радиальный вентилятор, который продувает поток через ребра радиатора, закрытых кожухом. Обороты лопастей вентилятора регулируются в зависимости от температуры GPU.
 
Кулер крепится к плате посредством восьми винтов, четыре из которых размещены в непосредственной близости от кристалла графического процессора.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
Специальная прижимная платформа на обороте платы не дает прогибаться текстолиту и равномерно распределяет нагрузку на PCB.
 
Графический процессор платы PoweerColor работает на рекомендованных частотах референсной AMD Radeon HD 4850 – 625 МГц. RV770 по площади всего на 37% больше своего предшественника RV670 (260 кв. мм против 190 кв.мм соответственно), и это при том, что исполнительных блоков у нового ядра в 2.5 раза больше!!! Работа, проведенная разработчиками по минимизации упаковки чипа, действительно впечатляет.
 
Производитель установленных на плате чипов - компания Qimonda. Время выборки у всех микросхем составляет 1.0 нс, что приравнивается к частоте 1000 (2000) МГц, на которых, собственно говоря, она и работает. Ширина шины обмена данными с графическим процессором составляет 256 бит.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Панель коммутации внешних источников вполне стандартна - 2 разъема DVI (Dual-Link) и TV-выход (для вывода изображения по разъему S-Video или RCA, требуется специальный адаптер-переходник).
 



Температурный режим, разгон, уровень энергопотребления исследуемых плат
 
К сожалению, на момент тестирования утилита RivaTuner не обладала поддержкой чипов HD 4800, поэтому для мониторинга тепловых показателей ускорителя мы воспользовались возможностями утилиты CPU-Z 0.2.6. Для большей наглядности все данные сведем в соответствующую таблицу:
 
Наименование видеокарты
PowerColor HD 4850 512 MB
Условия тестирования
Закрытый стенд
Температура окружающего воздуха
28.5 С
Температурные показатели, режим простоя (2D)
Графический процессор, макс. значение
80 C
Температурные показатели, (3D)
Графический процессор, макс. значение
83 C
Температура внешних элементов видеокарты*
Радиатор GPU
70 С
*Измерено с помощью цифрового термометра Mastech MS-6501. С методикой измерений можно ознакомиться здесь.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB      
2D (режим простоя)
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
3D (активная нагрузка)
 
Плата в режиме бездействия системы (2D) абсолютно акустически невидима. Ее шум неразличим на фоне работы среднестатистического ПК (тихий блок питания, один HDD, процессорный кулер 21dBa).
 
А вот в режиме активной работы с 3D-приложениями вентилятор платы уже существенно прибавил оборотов, при этом создавая звуковой фон (шелест воздуха), четко выделяющийся на фоне остальных компонентов системы. В целом работу системы охлаждения можно охарактеризовать как умеренно шумной, при этом нужно обязательно учитывать условия тестирования (закрытый тестовый стенд, температура воздуха).
 
Как и у прошлого поколения плат, в частности, Radeon HD 3850, для минимизации частот вращения кулера (соответственно, и снижения шума) инженерам пришлось пожертвовать температурным режимом платы. Пожалуй, 80-90 градусов назвать оптимальным для графического ядра просто язык не поворачивается.   
 
Для проверки разгонного потенциала видеокарты PowerColor HD 4850 512 MB мы воспользовались соответствующими возможностями драйвера ATI Catalyst 8.7:
 
Подсистема
GPU
Память
Номинальные частоты
625
2000
Частоты, полученные разгоном
680
2200
Прирост
8.5%
10%
Температурные показатели (3D)
Максимальная температура GPU
85 C
Радиатор GPU*
72 C
 *Измерено с помощью цифрового градусника Mastech MS-6501. С методикой измерений можно ознакомиться здесь.
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
К сожалению, с разгоном данного семпла не все так гладко, как этого бы хотелось. Трудно сказать, кто здесь виновен - либо особенности экземпляра, либо проблемы с инструментарием, применяемым для разгона. В любом случае списывать на особенности данной серии видеокарт, руководствуясь единичным случаем, пока еще рано.
 
Все эти явления мы обязательно проверим на других экземплярах, а сейчас переходим к непосредственному тестированию.
 
Конфигурация тестового стенда, список тестовых приложений и настроек
 
Конфигурация тестового стенда:
 
 
 
Материнская плата
Gigabyte EX38-DQ6 (X38)
Процессор
Intel Core 2 Quad QX6700 2.66 ГГц, разогнанный до 3.2 ГГц (266x12)
Память
Chaintech APOGEE PC-6400 DDR II (2x2 GB, CL4-4-4-12), 2.1 В
Винчестер
Системный: WD Raptor 74 GB WD740ADFD (10 000 об/мин, Serial ATA, буфер 16 МВ)
Игрыипрограммы: Seagate ST3500320AS 500 GB (Serial ATA II, буфер 32 MB
Блок питания
Floston Energetix 850 Вт (ENFP-850W);
Монитор
LG Flatron F900P (19", максимальное разрешение 1600х1200@85 Гц)
Операционная система(тесты DX10)
Microsoft Windows Vista Ultimate 64 bit SP1, DirectX 10 (сборка - июнь 2008-го)
Драйвера для видеокарт NVIDIA
GeForce 175.19
Драйвера для видеокарт AMD
ATI Catalyst 8.8
 
В тестировании, помимо PowerColor HD 4850 512 MB, также принимали участие:
  • NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 MB;
  • NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB;
  • AMD Radeon HD 3870 512 MB.
Видеокарта
NVIDIA GeForce  9800 GTX
NVIDIA GeForce 8800 GT
PowerColor HD 4850
AMD Radeon HD 4850
AMD Radeon HD 4870
AMD Radeon HD 3870
Наименование чипа
G92
G92
RV770
RV770
RV770
RV670
Техпроцесс
65
65
55 нм
55 нм
55 нм
55 нм
Количество транзисторов
754 млн
754 млн
956 млн
956 млн
956 млн
666 млн
Тактовые частоты чипа, МГц
675
600
625
625
750
775
Тактовые частоты шейдерного домена, МГц
1688
1500
625
625
750
775
Эффективная частота памяти, МГц
2200
1800
2000
2000
3600
2250
Максимальная пропускная способность памяти, GB/s
70.4
57.6
64
64
115
72
Объем и тип используемой памяти
256/512/1024 МB GDDR3
256/512/1024 МB GDDR3
512 МВ/1 GB GDDR3
 
512 МВ/1 GB GDDR3
 
512 МВ/ 1 GB GDDR5
 
512 МВ/ 1 GB GDDR4
 
Количество универсальных процессоров
128
112
800
800
800
320
TMU (текстурные блоки)
64
56
40
40
40
16
ROP (пикс/такт)
16
4
16
16
16
16
Филлрейт, теоретический (Mpix)
10800
9600
10000
10000
12000
12400
Тексельрейт, теоретический (Mtexels)
43200
33600
25000
25000
30000
12400
Полноэкранное сглаживание
MSAA 2х, 4х, 8х
CSAA 2x-16x
MSAA 2х, 4х, 8х
CSAA 2x-16x
MSAA 2х, 4х, 8х
и CFAA до 24x
MSAA 2х, 4х, 8х
и CFAA до 24x
MSAA 2х, 4х, 8х
и CFAA до 24x
MSAA 2х, 4х, 8х
и CFAA до 24x
 
Анизотропная фильтрация (AF)
2х, 4х, 8х, 16х
2х, 4х, 8х, 16х
2х, 4х, 8х, 16х  
2х, 4х, 8х, 16х  
2х, 4х, 8х, 16х  
2х, 4х, 8х, 16х  
Ширина шины памяти, бит
 
256
256
256
256
256
256
Интерфейс
PCI-E х16 v2.0
PCI-E х16 v2.0
PCI-E х16 v2.0
PCI-E х16 v2.0
PCI-E х16 v2.0
PCI-E х16 v2.0
Версия DirectX
 
10
10
10.1
10.1
10.1
10.1
Версия вершинных шейдеров
4.0
4.0
4.1
4.1
4.1
4.1
Версия пиксельных шейдеров
4.0
4.0
4.1
4.1
4.1
4.1
 
Разъемы
TV-Out
2 x DVI Dual Link,
HDTV
TV-Out
2 x DVI Dual Link,
HDTV
TV-Out
2 x DVI Dual Link
HDTV
 
 
TV-Out
2 x DVI Dual Link
HDTV
 
 
TV-Out
2 x DVI Dual Link
HDTV
 
 
TV-Out
2 x DVI Dual Link
HDTV
 
 
RAMDAC, МГц
2х400
2х400
2х 400
2х 400
2х 400
2х 400
Аппаратное декодирование H264/WMV
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
+
 
Максимальное разрешение
2560х1600 @85 Гц
2560х1600 @85 Гц
2560х1600 @85 Hz
2560х1600 @85 Hz
2560х1600 @85 Hz
2560х1600 @85 Hz
Ориентировочная стоимость
$240
$170
$210
$214
$330
$185
 
Во время тестирования использовались следующие настройки драйверов:
 
Для GeForce 175.19:
  • texture filtering - high quality;
  • vertical sync – off;
  • anisotropic optimization – off;
  • anisotropic sample optimization – off;
  • transparency antialiasing – off.
Для AMD Catalyst 8.8:
  • Catalyst A.I – standard;
  • mipmap detail level - high quality;
  • wait for vertical refresh – off;
  • adaptive antialiasing – off;
  • temporal antialiasing - off ;
  • high quality anisotropic filtering – off.
Все остальные настройки – по умолчанию.
 
Анализ производительности проводился в трех стандартных для нашей методики разрешениях: 1024x768, 1280х1024 и 1920х1080 пикселей.
 
Измерение производительности осуществлялось встроенными в игру бенчмарками, а при их отсутствии - утилитой FRAPS на специально подобранных, простых для повторения сценах. Прогон тестов (для замеров при помощи FRAPS) осуществлялся минимум три раза, чтобы исключить случайные погрешности экспериментов.
 
В качестве тестовых приложений использовались следующие приложения и настройки:
 
Приложение
Версия
API
Настройки качества
Антиалиасинг
Анизотропная фильтрация
3DMark Vantage
1.01
DirectX 10
Performance Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
-
-
Extreme Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
FSAA 4x
x16
Devil May Cry 4 Benchmark
1.00
DirectX 10
Max.Quality Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
FSAA 4x
x16
Call Of Juarez Benchmark
1.3.0.1
DirectX 10
Max.Quality Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
-
-
Call of Duty 4: Modern Warfare
1.6
DirectX 9
Max.Quality Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
FSAA 4x
x16
Company Of Heroes Opposing Fronts
1.7.1
DirectX 10
Max.Quality Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
FSAA 4x
x16
Crysis
1.2.1
DirectX 9.0c
High Quality Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
-
-
DirectX 10
Very High Quality
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
-
-
Gothic 3
1.12
DirectX 9.0c
Max.Quality Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
-
x16
Ghost Recon Advanced Warfighter 2
1.0
DirectX 9.0c
Max. Quality
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
FSAA 4x
x16
PT Boats: Knights of the Sea DirectX 10 Benchmark
1.00
DirectX 10
Max.Quality Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
FSAA 4x
x16
S.T.A.L.K.E.R.
1.005
DirectX 9.0c
Max Quality, Dynamic Light On
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
-
x16
Tomb Raider: Legend
1.2
DirectX 9.0c
Max. Quality,  NGC ON. Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
FSAA 4x
x16
World In Conflict
1.007
DirectX 9
MaximumQuality Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
FSAA 4x
x16
DirectX 10
MaximumQuality Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
FSAA 4x
x16


Результаты тестирования
 
3DMark Vantage
 
Жанр
-
Разработчик
Движок
-
Основные технологические особенности
 
DirectX10, SM 4.0
Описание
-
Статьи по теме
-
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB  Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
  
Devil May Cry 4 Benchmark
 
Жанр
-
Разработчик
Графический движок
MT Framework
Основные технологические особенности
DirectX 10, SM 4.0, HDR-рендеринг
Сайт игры
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB  Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
   
 Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Call Of Juarez Benchmark DX10
 
Жанр
-
Разработчик
Графический движок
-
Основные технологические особенности
API Direct3D 10, HDR-рендеринг, высокачественные мягкие тени,пиксельные и вершинные шейдеры версий 3.0
Сайт игры
-
Описание
-
 
 Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB  Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
 
 Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Call of Duty 4: Modern Warfare
 
Жанр
3D-экшен от первого лица
Разработчик
Графический движок
 
-
Основные технологические особенности
DirectX 9, SM 3.0, HDR-рендеринг
Сайт игры
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB  Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB


Company Of Heroes Opposing Fronts
 
Жанр
RTS
Разработчик
Графический движок
Essence Engine
Основные технологические особенности
API Direct3D 10, SM 4.0, попиксельное освещение, физический движок Havoc 3.0
Сайт игры
Описание
-
 
ltbp_7a.jpg  ltbp_8a.jpg 
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Crysis v1.2
 
Жанр
3D-экшен от первого лица
Разработчик
Графический движок
CryENGINE2
Основные технологические особенности
DirectX 10, SM 4.0, Real Time Ambient Maps, Subsurface Scattering и др.
Сайт игры
Статьи по теме
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB  Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB 
 
Gothic 3
Жанр
RPG
Разработчик
Графический движок
Gamebryo
Основные технологические особенности
 
DirectX 9.0c, SM 3.0
Сайт игры
Статьи по теме
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB  Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
GhostReconAdvancedWarfighter 2
 
Жанр
Тактический шутер/экшн
Разработчик
Графический движок
GRIN Diesel Engine 7
Основные технологические особенности
DirectX 9, SM 3.0, HDR-рендеринг
Сайт игры
Статьи по теме
 
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB   Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB


PT Boats: Knights of the Sea DirectX 10 Benchmark
 
Жанр
-
Разработчик
Графический движок
-
Основные технологические особенности
DirectX 10, SM 4.0, HDR-рендеринг
Сайт игры
-
Описание
-
 
   
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl
 
Жанр
3D-шутер от первого лица
Разработчик
 
Графический движок
X-Ray
Основные технологические особенности
Параллаксмаппинг, высокачественные мягкие тени, HDR-рендеринг, пиксельные и вершинные шейдеры версий 3.0
Сайт игры
Статьи по теме
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB  Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
TombRaider: Legend
 
Жанр
3D Action Adventure
Разработчик
Графический движок
-
Основные технологические особенности
Пиксельные шейдеры версий 1.1, 2.0 и 3.0, фильтры постобработки (motion blur, distortion, noise и т.д.)
Сайт игры
Описание
-
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB  Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
World In Conflict
 
Жанр
Стратегия в реальном времени
Разработчик
Графический движок
Masstech Game Engine
Основные технологические особенности
DirectX 10, SM 4.0
Сайт игры
Статьи по теме
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB  Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Тестирование видеоускорителя PowerColor HD 4850 512 MB
 
Выводы
 
Наконец-то, поклонники AMD могут действительно порадоваться успехам своего любимого бренда. Канадская корпорация сумела спроектировать и воплотить в кремнии действительно нечто стоящее, заставившее содрогнуться непоколебимого соперника. Изучая графики производительности, становится совершенно понятным, почему NVIDIA накануне анонса чипа RV770 понизила отпускные цены на свою продукцию.
 
Если уже говорить конкретно о платах серии HD 4850, то тут мы видим отличную производительность за свою стоимость, которая легко конкурирует с GeForce 9800 GTX. А ведь еще совсем недавно 9800 GTX являлась представителем совсем иного класса плат в ценовом диапазоне свыше $300. По данному пункту NVIDIA действительно терпит убытки, ведь производство таких видеокарт должно обходиться существенно дороже, чем производство Radeon HD 4850.
 
Отметим, что, помимо снижения цен на 9800 GTX, производитель спешно анонсировал ускорители класса GeForce 9800 GTX+ с завышенными частотами. Пожалуй, тут уже HD 4850 сдает свои позиции, однако у него есть еще потенциал к снижению цены, опять-таки в разрез NVIDIA, для которой даже 9800 GTX+ по $220 - крайне малоприбыльная сделка.  
 
PowerColor HD 4850 512 MB
 
Плата PowerColor является типичной видеокартой на базе рефренного дизайна PCB. Система охлаждения платы представляет собой умеренно шумный с небольшими габаритными размерами кулер без выноса тепла за пределы корпуса.  
 
Комплект поставки PowerColor HD 4850 512 MB неплох с точки зрения практичности (имеются все кабеля, диски и софт), но, к сожалению, без каких-либо приятных бонусов.
 
Достоинства:
  • отличная производительность для своей стоимости (характерно для всего класса (Radeon HD 4850);
  • хороший комплект поставки;
  • умеренный шум работы кулера;
  • небольшие габаритные размеры системы охлаждения видеокарты.
Недостатки:
  • посредственный разгон;
  • кулер без выноса тепла за пределы корпуса;
  • комплект поставки без бонусов.
 
Благодарим компанию PowerColor за предоставленную видеокарту.
logo powercolor 
 
Благодарим компанию Intel за предоставленный для тестового стенда процессор.
intel logo 
 
Благодарим компанию Floston за предоставленный для тестового стенда блок питания.
floston logo
 
Фотографии выполнены в студии TECHLABS, фотограф Артем Кондратенков
 
 
TechLab log

 

|| Комментарии на форуме 0
Оставить комментарий