Интервью с Хикматуллой Насритдинходжаевым, директором по развитию массового рынка АО «Кселл»

версия для печати послать другу 0
|| Содержание статьи

Показать одной страницей

25.11.2014 00:05 Автор: TECHLABS Team

Заметили ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER!
 
Давайте начнем нашу беседу со статистики. Думается, она будет небезынтересна нашим читателям. Сколько абонентов сейчас у оператора Activ? Сколько ежегодно совершается звонков абонентами Activ и сколько потребляется трафика?
 
Ответ:
activ – это, безусловно, самый популярный среди абонентов нашей компании бренд. Абоненты activ составляют почти 90 процентов всех наших пользователей. Это наиболее активная база абонентов, которые только за 9 месяцев 2014 года наговорили 17,3 миллиона минут и использовали 21 613 687 GB интернет-трафика. При этом средняя стоимость минуты снизилась до уровня 4,3 тенге.
 
Кстати, в этом году activ отметил свои первые 15 лет на рынке мобильной связи. За это время абоненты Компании, включая абонентов activ, проговорили 100 миллиардов минут, отправили 22 миллиарда СМС-сообщений. При этом скорость передачи данных в сети компании выросла в 560 раз: с 9,6 Кбит/сек в сети 2G до 42 Мбит/сек в сети 3G HSPA DC.
 
Какими темпами идет прирост абонентской базы Activ, и какие услуги компании, на ваш взгляд, способствуют этому?
 
Ответ:
Уровень проникновения мобильной связи в Казахстане превышает 180%, в стране насчитывается свыше 22 миллионов сим-карт. Эти показатели говорят о том, что рынок уже достаточно зрелый. Поэтому ежеквартальные темпы прироста новых пользователей находятся в пределах 200 тысяч абонентов, включая абонентов activ. Рост нашей абонентской базы обеспечен во многом благодаря высокому уровню обслуживания и предоставлению нашим клиентам инновационных продуктов.
 
 
Каков показатель ARPU Activ?
 
Ответ:
В наших финансовых отчетах мы даем информацию об ARPU абонентов Компании, так за январь-сентябрь 2014 года этот показатель составил 1140 тенге.
 
В структуре потребления услуг Activ сейчас что преобладает: голос или «цифра»?
 
Ответ:
Основная тенденция, которая определяет развитие рынка телекоммуникаций во всем мире, - это потребность в передаче данных в неограниченном количестве. При этом, чем больше производится, тем больше потребляется. Этот тренд характерен и для казахстанского рынка мобильной связи. Пока в структуре потребления услуг нашей компании все еще преобладает голос. При этом мы видим огромный спрос со стороны наших пользователей на услуги передачи данных. Например, в третьем квартале этого года объем передачи данных увеличился на 99,5 процента и составил 8 332 320 Гб . При этом средняя стоимость за 1 Мб интернет-трафика снизилась до 1,0 тенге. Для сравнения, в 3 квартале прошлого года это было 1,6 тенге за 1 Мб. Гибкая тарифная политика делает мобильный интернет все более доступным для массового пользователя, и это стимулирует рост потребления.
 
Как вы считаете, когда «цифра» все же победит?
 
Ответ:
Я думаю, что в Казахстане это произойдет, когда уровень проникновения «умных» смартфонов приблизится к 100 процентам. В настоящее время этот показатель составляет около 30 процентов. Кстати, наша компания очень активно работает для того, чтобы предложить казахстанцам как самые передовые смартфоны, такие как iPhone 6, так и более доступные, которые появятся в продаже в Кселл-Центрах уже в декабре этого года.
 
Когда вы планируете начать оказание услуг передачи данных по технологии 4G? Вообще, расскажите как идет процесс подготовки ко включению 4G в Казахстане. Насколько этот процесс затратен и маржинален?
 
Ответ:
Пока, к сожалению, лицензия на 4G есть только у одного казахстанского мобильного оператора. Наша компания активно ведет переговоры на уровне руководства страны, чтобы лицензия на 4G была также предоставлена и «Кселл». Наша компания входит в скандинавскую телекоммуникационную группу TeliaSonera. Эта компания первой в мире запустила 4G в Швеции. Кстати, в декабре этого года TeliaSonera отмечает первый юбилей – 5 лет с момента первого в мире коммерческого запуска сети 4G в Стокгольме и Осло. Наша компания провела успешное тестирование LTE еще в июле 2010 года, и мы постоянно говорим о готовности нашей компании развернуть сеть 4G в масштабе всей страны, как только мы получим лицензию. Самый главный опыт, которым готова поделиться TeliaSonera – это быстрое успешное развертывание сетей 4G. Например, в Эстонии это было сделано всего за 14 дней после получения лицензии с покрытием 95% территории этой страны. Это касается не только Эстонии, но и Литвы, Финляндии, Швеции, Норвегии. Мы знаем, как это делать, и весь наш успешный опыт мы хотим применить в Казахстане.
 
Если сравнить с рынками других стран евразийского подразделения TeliaSonera, то уже на трех из восьми сети 4G запущены – в Азербайджане, Таджикистане, Молдове, на подходе Узбекистан. Что касается инвестиций, то, конечно, мы готовы продолжать наши инвестиции в новые технологии, которые стимулируют развитие роста экономики страны и благополучие ее граждан.
 
Расскажите, какие выгодные предложения Activ имеет сейчас для активных потребителей мобильного трафика. В чем их преимущество перед предложениями конкурентов?
 
Ответ:
Мы предлагаем активным интернет-пользователям большой выбор продуктов, из которых каждый может подобрать наиболее выгодное для себя предложение – узнать о них более подробно можно здесь http://activ.kz – дать ссылку. Я хочу обратить внимание на услугу «Годовой интернет». Это предложение позволяет абонентам получить ежемесячно 20 Гб интернет-трафика в течение года за разовый платеж в размере 14 990 тенге. Много это или мало 20 Гб ежемесячного трафика? Этот объем совершенно спокойно позволит смотреть сериалы, слушать музыку, играть в онлайн игры. А если и 20 Гб будет недостаточно, то всегда можно воспользоваться турбо-трафиком по дисконтным ценам – информация по дисконтным ценам здесь – http://activ.kz/ru/service/yearly
 
А можете сказать, какие новые ТП для мобильных веб-серферов Activ выведет в ближайшее время?
 
Ответ:
Мы работаем на очень конкурентном рынке, поэтому мы не рассказываем о своих планах вплоть до запуска готовых продуктов.
 
Раз уж коснулись интернета и трафика: каково ваше отношение к приложениям, типа WhatsApp и Viber. Многие операторы склонны винить их недополученных прибылях…
 
Ответ:
Мы - за любые интернет-приложения, которые стимулируют потребление мобильного трафика. При этом мы не видим какого-то существенного негативного влияния таких приложений как Viber или WhatsApp на нашу прибыль. Есть тренд, одинаковый для всех мобильных операторов в мире, доход от голоса постепенно замещается доходом от мобильного интернета. Наша задача предоставить нашим интернет-пользователям такие предложения, чтобы этот глобальный тренд принес нашей компании положительный финансовый результат.
 
А может (вдруг) Activ собирается выпустить свой мессенджер?
 
Ответ:
Пока у нас таких планов нет.
 
Как вы относитесь к услуге Mobile Portability? Вы считаете, она будет востребована у потребителя?
 
Ответ:
Прежде всего, это будет очень удобно пользователям мобильной связи, которые смогут выбрать услуги того оператора, который их больше всего устраивает с точки зрения соотношения цены и качества. При этом специфика Казахстанского рынка – это двух и трех симочное потребление. Многие абоненты в нашей стране уже пользуются услугами двух или трех мобильных операторов. По опыту других стран, в том числе и Европейских, запуск MNP был интересен лишь для небольшого числа пользователей, в пределах 2 процентов. Мы считаем, что MNP значительно усилит конкуренцию между казахстанскими мобильными операторами, но от этого, в итоге, абоненты только выиграют.
 
В текущем году Kcell стал официальным дистрибьютором смартфонов Apple в Казахстане. Во всем мире эти аппараты расходятся как горячие пирожки, а по Казахстану уже есть какая-то статистика?
 
Ответ:
Да, «Кселл» стал первым мобильным оператором РК, который предложил своим абонентам официальные смартфоны iPhone. Мы выполнили все наши планы перед компанией Apple по продаже iPhone 5 серии. В начале ноября мы запустили продажи iPhone 6 серии, и мы видим очень высокий интерес со стороны наших клиентов, как к самому смартфону, так и к нашим продуктам, которые мы предлагаем вместе с iPhone6 и iPhone6+. Первые смартфоны 6 серии мы начали продавать в Астане и Алматы, и они разлетелись просто в считанные дни. В ближайшее время мы получим остальную партию, и будем готовы предложить их во всех наших 20 Кселл-Центрах по Казахстану всем поклонникам iPhone.
 
Kcell реализует в Казахстане проект по внедрению мобильной электронной цифровой подписи для автоматизации государственных услуг. Расскажите, как продвигаются дела в этом направлении? Какие преимущества МЭЦП сулит пользователю?
 
Ответ:
Кселл был платиновым партнером Global eGov Forum, который прошел в начале октября в Астане. Там мы демонстрировали пример внедрения аналогичной технологии в компании Elion, которая также входит в группу TeliaSonera. Наша компания готова обеспечить ЭЦП на SIM-картах. При этом вариантов решений с точки зрения технологий и стандартов очень много. Поэтому мы считаем, что на первом этапе необходимо создание рабочей группы с участием всех операторов и регулятора, чтобы определить четкие стандарты и требования к мобильной цифровой подписи.
 
Наш успешный практический опыт может оказать хорошую поддержку дальнейшему развитию услуг "мобильного электронного правительства" в Казахстане, для того чтобы сделать их доступными для максимального числа жителей страны.
 
Успехи развития "электронного правительства" в Казахстане очевидны: миллионы транзакций проходят через этот портал ежемесячно. Это показывает большую востребованность электронных государственных услуг. Уровень проникновения мобильной связи в Казахстане превышает 180%. Это означает, что фактически у каждого человека есть две SIM-карты в кармане, и это делает телефон универсальным ресурсом доступа к любой электронной информации, ведь у человека он постоянно есть. Мобильная связь - это удобная инфраструктура для оптимизации использования мобильной ЭЦП и развития "электронного правительства". Мобильная электронная ЭЦП не только увеличит количество потенциальных пользователей "электронного правительства", но и значительно упростит саму процедуру получения услуг. Ведь для этого понадобится только специальная SIM-карта с ЭЦП, которая работает на каждом телефоне, не важно, какой он - смартфон или кнопочный. TeliaSonera обладает и технологией, и опытом, как это внедрить этот сервис на общегосударственном уровне.
 
Kcell — не только сотовый оператор, но и провайдер облачных технологий. Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте «Kcell Облако». Сколько он уже насчитывает подписчиков? И вообще, на ваш взгляд, каковы перспективы облачных сервисов на рынке Казахстана?
 
Ответ:
«Кселл Облако» - это услуга для быстрого развертывания серверной инфраструктуры с минимальными затратами для предприятия. Она представляет собой виртуальную серверную инфраструктуру, которая предоставляется в аренду. При этом виртуальный сервер является полноценной альтернативой стандартным серверам. Эта услуга сокращает расходы предприятия на покупку оборудования, его поставку и обслуживание. Она помогает разместить файлы, которые требуют большого пространства в памяти компьютера, или материалы, к которым нужен постоянный доступ как к «виртуальной флэш-карте». Это может быть архивный документооборот, объемные файлы с данными, презентации и др. Сервер разворачивается быстро, при этом каждое решение предлагается с учетом индивидуальных потребностей клиента. Кроме того, круглосуточная консультационная поддержка колл-центра и персонального менеджера, помогут решить любые вопросы с обслуживанием в любое время.
 
Для организации безопасного соединения между пользователем и виртуальным сервером компания использует шифрованные каналы связи. Дата-центры компании построены на базе технологии виртуализации от VMware TM. Каждый клиент получает персональный логин и пароль для доступа к файлам в «облаке». Поэтому эта услуга подразумевает абсолютную конфиденциальность и надежность для каждого клиента.
 
Таким образом, «Kcell Облако» - это комплексное предложение облачных технологий, направленное на оптимизацию технических расходов и совершенствование бизнес-процессов.
 
Какие еще облачные сервисы Kcell готовит для своих пользователей?
 
Ответ:
Как правило, мы не раскрываем свои планы по запуску новых продуктов.
 
Что ж, спасибо большое за интересное и содержательное интервью. 

|| Комментарии на форуме 0
Оставить комментарий