Новая политика ценообразования: кто останется "в плюсе" на рынке Hi-Tech?

версия для печати послать другу 0
|| Содержание статьи

Показать одной страницей

05.09.2008 12:00 Автор: Дмитрий Филатов

В очередной раз по экономике Беларуси грянул залп "Авроры". Министерство экономики приняло постановление от 27.08.2008 № 179, в котором зазвучали революционные ноты. Постановление касается правил ценообразования импортируемых товаров.
 
Его положения изложены тяжелым казенным языком и сложны для восприятия даже специалистам,  не говоря уже о простых гражданах. Однако действие постановления скажется на всех нас, независимо от пола, занимаемой должности, положения в обществе и т.д., так как мы все являемся потребителями товаров и услуг,  в том числе поступающих к нам по импорту. И не секрет, что  зависимость белорусской экономики от импорта очень велика.
 
Для начала немного цифр.
 
По сообщению Национального статистического комитета Беларуси, объем внешней торговли Республики Беларусь за семь месяцев текущего года составил 44 млрд 122.8 млн долларов, отрицательное сальдо внешней торговли достигло 3 млрд 70.8 млн долларов.
 
Сложилось это из-за того, что за январь-июль 2008 года  из республики на экспорт было  вывезено товаров на сумму 20 млрд 526 млн долларов, а ввезено по импорту на гораздо большую сумму – 23 млрд 596.8 млн долларов. Вот вам и отрицательная разница в 3 млрд долларов. Более того, за такой же период прошлого года отрицательная разница  внешней торговли составила только 2 млрд 98.7 млн долларов. То есть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение отрицательного сальдо составило почти 1 млрд долларов.
 
И чтобы как-то покончить с таким безобразием Минэкономики приняло решение, лежащее на поверхности, – урезать цены на импортные товары. Причем метод избран, как всегда, из арсенала административной экономики.
 
Вот выписка из подпункта 2.13 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, измененного постановлением Минэкономики от 27.08.2008 № 179, касающаяся формирования цен на импортные товары.
 
"Отпускные цены на товары иностранного происхождения, предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики, формируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики (далее - импортеры), суммированием контрактных цен, таможенных платежей и документально подтвержденных расходов по импорту (расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, по доставке товаров до пункта назначения, страхованию). Контрактные цены, установленные в иностранной валюте, пересчитываются по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату формирования цен. Импортеры подтверждают обоснованность контрактных цен на товары иностранного происхождения данными об уровне цен изготовителей указанных товаров, биржевых цен и (или) цен оптовых рынков в странах, из которых ввозятся эти товары.
 
На товары иностранного происхождения, реализуемые в объектах розничной торговли и общественного питания, к сформированным в соответствии с частью первой настоящего подпункта отпускным ценам применяется предельная торговая надбавка в размере не выше 30 процентов (с учетом оптовой надбавки), независимо от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этих товаров, включая импортеров.
 
10201.jpg
 
На товары иностранного происхождения, не указанные в части второй настоящего подпункта, к сформированным в соответствии с частью первой настоящего подпункта отпускным ценам применяется предельная оптовая надбавка в размере не выше 20 процентов, независимо от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этих товаров, включая импортеров.
 
Деление предельной торговой (оптовой) надбавки между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, участвующими в реализации этих товаров, включая импортеров, осуществляется по соглашению сторон.
 
Предусмотренные техническими нормативными правовыми актами расходы по доработке товаров (расфасовка, сборка, упаковка, доукомплектование, смешивание, восстановление, нанесение логотипа), а также используемые материалы по учетной цене относятся импортером на увеличение отпускной цены, сформированной в соответствии с частью первой настоящего подпункта".
 
Говоря более простым и доступным языком, максимально возможная торговая надбавка при реализации импортных товаров в розничной торговле и общественном питании составит 30%, и ее будут делить между собой все участники цепочки, участвующие в реализации таких товаров: импортер, оптовик и розница. То есть, как хотите импортеры, оптовики и розница, так и делите между собой свои расходы и прибыль в пределах этой надбавки.
 
До сих пор цена импортного товара складывалась по-другому. Импортер согласно действующим правилам закладывал свою прибыль в отпускную цену, оптовик чаще всего жил со скидки импортера от отпускной цены, а положенные по закону 30% надбавки использовала  розница.
 
В свете нового постановления источник дохода отобрали у всех, кроме розницы. А своими доходами розница делиться, похоже, ни с кем не будет.
 
К слову сказать, в конце 90-х годов с благой  целью по уменьшению числа посредников в цепочке реализации товаров было введено ограничение оптовой надбавки в отношении белорусских товаров. Этот удар не смогли вынести многие  оптовики из-за  низкой наценки и нулевой прибыли.
 
Председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Георгий Бадей комментирует это таким образом: "Мы выступали за равные условия для отечественных товаров и импортных. Но мы ожидали, что правительство пойдет по пути либерализации цен для белорусских производителей, а не через закручивание гаек для импортеров".
 
Следует обратить внимание, что названным постановлением из "Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов" исключены волшебные слова "с учетом конъюнктуры рынка". Теперь, независимо от спроса и предложения, цена на рынке будет определяться все той же максимально возможной надбавкой в 30%.
 
Ради просвещения читателей приводим перечень товаров, по которым до выхода постановления № 179  торговые надбавки применялись с учетом конъюнктуры рынка:
 
телерадиотовары, автомобили, верхняя одежда из натурального меха и кожи, ювелирные изделия, ковры и ковровые изделия, изделия народных художественных промыслов и ремесел, сувениры, часы, цветочная продукция (цветы срезанные и горшечные), светильники и люстры иностранного производства, бижутерия, изделия фарфоро-фаянсовые и гончарные иностранного производства, изделия из стекла иностранного производства, икра красная и черная, рыба деликатесная (лосось, семга, кета и т.п.), музыкальные инструменты, носители аудио- и видеоинформации, товары для физической культуры, спорта и туризма (кроме спортивной одежды и обуви), вычислительная техника, канцелярские машины, велосипеды и мотоциклы, электротовары иностранного производства, мебель (гарнитуры, наборы, секции), нитки, ткани, кинокамеры, радиотелефоны, сотовые телефоны, телефаксы, фотоаппараты, головные уборы (кроме детских), пиво иностранного производства, трикотажные изделия (кроме детских), одежда (кроме детской), парфюмерно-косметические товары, галантерея, мыло туалетное, желатин и его производные пищевых сортов, бумажно-беловые товары (кроме школьно-письменных принадлежностей), инструменты, обувь кожаная (кроме детской), чулочно-носочные изделия (кроме детских).
 
С точки зрения чиновников получается, что теперь можно будет обуздать цены на импортные товары, так как импортеры обязаны подтвердить контрактные цены товаров данными об уровне цен изготовителей указанных товаров, биржевых цен и (или) цен оптовых рынков в странах, из которых ввозятся эти товары.
 
Эксперт - старший партнер "Юридической группы "АргументЪ" Денис Алейников в своем интервью агентству ПРАЙМ-ТАСС по этому поводу высказал такую точку зрения.
 
"Непонятно, почему обоснованием цены на полученный от конкретного зарубежного поставщика товар должны являться данные о цене производителя… На момент ввоза у импортера есть цена товара с конкретным контрагентом по сделке, и именно на ней он должен основываться, формируя свою цену на внутреннем рынке… А вот обоснованная или необоснованная цена иностранного поставщика - это лежит вне пределов юрисдикции и импортера и Минэкономики. Главное рыночное правило, действующее за рубежом: не нравится цена – не покупай". Кроме того, Д. Алейников отметил: "На зарубежных рынках цены производителей отличаются от цен посредников, поставляющих товары на развивающиеся рынки. В своих ценах зарубежные посредники закладывают расходы на реализацию, доходы, риски. Кроме того, производители формируют развернутый прейскурант, в котором цены на один и тот же товар различаются на 20% в зависимости от условий поставки и объема закупаемых партий, что в таком случае понимать под ценой производителя?"
 
На сложившуюся ситуацию эксперты смотрят по-разному.
 
Одни из них полагают, что ничего не изменится.
 
"Такой порядок уже был: сколько бы ни было в цепочке посредников, от импортера до продажи, покупателю максимальная наценка должна была составлять не более 30%, - отмечает Леонид Злотников. – Минэкономики своим постановлением как бы подтвердило тот порядок, который существовал."
 
Председатель ОО "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей" В. Карягин полагает, что удар нанесен по импортерам.
 
При реализации импортных товаров массового спроса импортеру нужна соответствующая инфраструктура: создание складов, товарных запасов, системы распределения и, соответственно, расходы на нее. В новом постановлении эти расходы не упомянуты и, соответственно, отнести их к "расходам по импорту" не представляется возможным. Оплатить эти расходы придется из тех процентов, которыми сочтет нужным поделиться розница. А вряд ли  розница на это нацелена.
 
По ряду других товаров (бытовая и вычислительная техника, автомобили) у импортера есть затраты иного рода: расходы на сервисный центр, рекламу и др. И все это тоже предлагается втиснуть в пресловутые 30%.
 
Понятно, что себе в убыток никто работать не будет.
 
По мнению специалистов, цены на импортные товары вряд ли уменьшатся.
 
Д. Алейников считает, что "бизнес найдет возможность сохраниться. Однако значительная видимая часть торговой надбавки опять уйдет за рубеж, в оффшоры, где была ранее…"
 
Но решит ли это проблему превалирования импорта над экспортом? Вряд ли. Для размышления читателю предлагаем еще пару цифр.
 
По сообщению Национального статистического комитета Республики Беларусь, за семь месяцев текущего года объем экспорта в Россию составил 6 млрд 578.6 млн долларов, импорт - 14 млрд 995.9 млн долларов, отрицательное сальдо внешней торговли достигло 8млрд 417.3 млн долларов. В структуре импорта доминирующую роль занимают энергоресурсы.

|| Комментарии на форуме 0
Оставить комментарий