Интервью с Вадимом Степанишиным, главой представительства ViewSonic в России и СНГ

версия для печати послать другу 0
|| Содержание статьи

Показать одной страницей

06.08.2008 13:00 Автор: TECHLABS Team

Вадим Степанишин, глава представительства компании ViewSonic в России и СНГ, – пророк. Год назад во время интервью нашему порталу он предположил, что доля широкоформатных мониторов на рынке СНГ резко возрастет. Так и случилось: если в 2007 году широкоформатные модели занимали порядка 14% рынка Беларуси, то уже в 2008 ожидается рост до 43%. Во время нашей очередной встречи мы не могли удержаться от того, чтобы не попросить Вадима сделать новые прогнозы, а заодно обсудили положение ViewSonic на рынке СНГ.

Вадим Степанишин. Пресс-конференция ViewSonic в Минске 

TECHLABS: Вадим, во время нашей последней встречи вы сказали, что надеетесь на выход бренда ViewSonic в тройку лидеров на мониторном рынке России (пока вы занимаете 4-е место). Насколько для вас важно попадание в так называемую "тройку финалистов"?

Вадим Степанишин: Дело в том, что для нас место на рынке не столь важно. Я, наверное, один из немногих руководителей, которые считают, что доля рынка и место бренда ViewSonic в данный момент не так важны. Так как доля рынка или место на рынке всего лишь означает для нас, что то долгосрочное конкурентное преимущество, которое мы пытаемся приобрести, является успешным. И здесь возникает главный вопрос: с точки зрения тактики, стратегии, лояльности, выбора покупателей является ли оно успешным для компании?

Если те действия, которые мы предпринимаем на рынке успешны, тогда мы ожидаем, что наша доля будет расти. Но доля для нас не является целью. Я могу привести вам хороший пример. Агрессивное приобретение доли рынка может быть частью стратегии компании. Вообще, сбросить цены всегда проще, потому что когда ты снижаешь цену, ты думаешь, что делаешь это один. Но за тобой это сделают и все остальные. Когда ты пытаешься поднять цену, то ты думаешь, что все сделают это с тобой. Но этого не происходит...

Так вот, если говорить о сегодняшней ViewSonic, то мы выбираем тактику сбалансированного, прибыльного роста. И если говорить об этой тактике, то она не может привести к агрессивному росту доли рынка. Хотя, уверен, что со временем мы будем и на третьем месте, и на втором, и на первом. Но на данный момент нам важно, насколько в этом мире мы конкурентоспособны. И насколько наше конкурентное преимущество помогает нам продавать продукцию. Вот эти вещи для нас сейчас очень важны.

TECHLABS: То есть быстрое завоевание доли рынка на данный момент это не является самоцелью?

Вадим Степанишин: Есть замечательное английское выражение: когда ты пытаешься агрессивно снижать цены, ты превращаешься в "hero" (героя), но "from hero to zero" (от героя до нуля) – путь близкий. Потому что в мире существует всего несколько конкурентных преимуществ. Есть "low cost" (низкая цена), дифференциация... Low cost – это самая, якобы, очевидная стратегия, которая в краткосрочной перспективе дает отдачу.

По статистике, на любом рынке 13-14% процентов покупателей приобретают самые дешевые товары. 1% тех, кто покупает самое дорогое. За остальные 85% идет непрерывная борьба. Поэтому мы и выбираем дифференциацию, так как тактика низкой цены должна быть основана на определенном конкурентном преимуществе, которое тяжело скопировать. Либо у вас ноу-хау, либо технология, либо доступ к каким-то эксклюзивным материалам, продуктам. Мы в первую очередь должны отличаться от наших конкурентов. Тот дизайн, те технологии, которые мы предлагаем покупателем, те формы продаж, с которыми мы работаем и как мы работаем, тоже должны отличаться от конкурентов.

TECHLABS: Каналы продаж в России и Беларуси отличаются. В России есть крупные игроки, торговые сети. В Беларуси же только-только начинают развиваться сети супермаркетов техники. Крупные игроки и ритейлеры приносят больше прибыли, чем мелкие?

Вадим Степанишин: Я бы так сказал: покупатели не отличаются, несколько различается покупательная способность населения. Есть такое понятие, как disposable income – не просто доход, а доход, который ты можешь потратить. Если взять некоторые регионы России и Беларусь, то в первой он просто выше. Остальное различие состоит лишь в том, каким способом мы будем выходить на покупателя. В России это колоссальный рост розничных сетей. Если говорить о той же компании "Эльдорадо", то это уже не только самый крупный ритейлер в России и Восточной Европе, но и одна из самых крупных розничных сетей в Западной Европе. Поэтому, конечно, нельзя сравнивать то, что происходит сейчас в Беларуси и России. Однако я подчеркну – это всего лишь канал и способ привлечения внимания потребителя, но они в наших странах отличаются не сильно. Мы все хотим купить надежный продукт с той функциональностью, которая нам необходима, и за те деньги, которые, мы считаем, он стоит.

Вадим Степанишин. Пресс-конференция ViewSonic в Минске

TECHLABS: Многие эксперты связывают покупательский бум в России с развитием экономики, в том числе небывалой ценой на углеводородное топливо. Если спрогнозировать такую ситуацию: начнется падение цены на нефть, она опустится до критического минимума, что приведет к рецессии. То как вы думаете, компания ViewSonic заложила такую базу в России и странах СНГ, чтобы пережить кризис?

Вадим Степанишин: У меня несколько другое мнение относительно рынка России и состояния ее экономики. Даже если смотреть на ВВП, то видно, что прирост обеспечивается далеко не только ценами на углеводородные ресурсы. Строительство, коммерция, розничный бизнес, который растет достаточно высокими темпами... Хотя, безусловно, нефть и газ играют немалую роль в процветании России.

Если говорить о том, что произойдет с рынком при снижении покупательской способности, то здесь следует провести четкую грань между бизнесом и потребителями. Потому что с бизнесом это может произойти – мы видим это на рынке США. Американский покупатель всегда тратил больше, чем он зарабатывал. Это значительно влияет на продажи розничных сетей. Да и бизнес может какое-то время обойтись без информационных продуктов. Но в долгосрочной перспективе, когда бизнесу нужно работать более эффективно, первое, о чем он думает – это информационные технологии, так как это позволяет оставаться конкурентоспособным.

Что касается пользователей, то здесь все зависит от того, насколько российская экономика интегрирована в мировую. Сейчас в стране очень большой рост компьютерного обучения, компьютерной грамотности. Однако если взять 100 домов, то в Германии компьютер есть более чем в 60, в Финляндии более чем в 100 (по несколько устройств в одном доме), в Швейцарии в 80, в России, если я не ошибаюсь, всего в 28. Мы фактически видим отставание в два раза от развитых стран, поэтому я считаю, что в течение 3-5 лет наш рынок ждет исключительно рост. Но, конечно, если произойдут какие-то катаклизмы, когда человеку нужно думать о еде, а не о компьютере – то тут совсем другое дело. В Китае после страшного землетрясения уровень продаж компьютерной техники упал. Люди думают о рисе, а не о технологиях.

TECHLABS: Недавно Дмитрий Медведев заявил, что чиновники, которые не разбираются в компьютерах, не должны занимать свои места. И приказал к 2009-2010 годам начать введение электронного документооборота. Скорое всего это станет катализатором для рынка госзакупок. ViewSonic участвует в тендерах на поставку своей продукции для госзаказчиков?

Вадим Степанишин: Скажу честно: мы много где выигрываем и являемся активным игроком на этом рынке. Что касается заявления президента, то это не первая попытка государства сделать так, чтобы чиновники начали пользоваться информационными технологиями. Вообще, введение любых нововведений люди воспринимают по началу в штыки. Но я полностью разделяю мнение президента. Ведь кто такой чиновник – это эффективный управленец. Как ты можешь эффективно управлять, если не знаешь, как пользоваться информационными технологиями? Это абсурд.

Вадим Степанишин. Пресс-конференция ViewSonic в Минске

TECHLABS: В России вы активно продвигаете не только мониторы, но и телевизоры, фоторамки, проекторы. На рынке Беларуси совсем недавно у двух дистрибуторов появились проекторы. Планируете ли вы в будущем привезти на рынок Беларуси телевизоры и фоторамки?

Вадим Степанишин: Начну, пожалуй, с телевизоров. Несмотря на то, что как бренд мы не имеем такого влияния на рынок, если сравнивать с такими компаниями как Sony или Samsung, у нас есть своя концепция: "other room TV". Ведь помимо гостиной существуют и другие комнаты, поэтому мы надеемся, что со временем появятся устройства, которые смогут работать и как монитор, и как телевизор.

То же самое касается проекторов: если в Западной Европе вы придете в медиамаркет, то увидите несколько полок с проекторами. Люди приходят в магазин, берут их, кладут в корзину и везут домой. Но в России продажи пока единичные, в основном потребителем этой техники является корпоративный бизнес. В Беларуси рынок еще менее развит, чем в России, поэтому мы стараемся двигаться поступательно.

Кто-то сказал: что лучше – иметь хороший продукт без каналов дистрибуции, или плохой продукт с хорошими каналами. Ответ номер "два". Если вы изобрели хороший продукт, его еще нужно суметь продать. Но здесь все зависит от развитости рынка и наших умений продвигать на него свою продукцию.

TECHLABS: Недавно в Москве прошла презентация новой линейки мониторов с технологией OptiColor. Думаете, эта линейка будет иметь успех на рынке Беларуси?

Вадим Степанишин: Обязательно будет. Ведь существует категория пользователей, которые выбирают функционально продвинутые мониторы. Мы не планируем и не ожидаем, что после пресс-конференции у нас будет огромный спрос на данную продукцию. Нужно понимать, что все новые технологии и продукты стоят дороже. Должно пройти определенное время, чтобы технологии получили распространение. Если же говорить о дистрибуторах, то компании хорошо относятся к продуктам, которые позволяют им немного заработать. То есть новые технологии и продукты обладают для продавцов повышенной маржинальностью, а это не может их не радовать.

TECHLABS: Ваш прогноз относительно лидерства широкоформатных мониторов оправдался.

Вадим Степанишин: Совершенно верно.

TECHLABS: Вы также сказали, что в Беларуси доля 19-дюймовых мониторов возрастет – и тут оказались правы. Возможно, сделаете новый прогноз, который мы сможем проверить через год?

Вадим Степанишин: Я думаю, что 20-дюймовые широкоформатные мониторы будут занимать на рынке Беларуси порядка 60 процентов. Через год проверим.

TECHLABS: Чего должна компания ViewSonic добиться в этом году, чтобы в следующем вы сказали, что прошедший был успешным?

Вадим Степанишин: Я считаю, что операции, которые делает ViewSonic, должны совершенствоваться. Мы должны стать ближе к покупателям, ближе к продавцам. И второе, что мне кажется важным: мы должны зарабатывать деньги. Помимо продаж, доли рынка, мы должны приносить прибыль акционерам и компании. Это также очень важно. Поэтому если эти 2 вещи произойдут, то год будет успешным.

|| Комментарии на форуме 0
Оставить комментарий