TECHLABS Hardware Digest # 11

версия для печати послать другу 0
|| Содержание статьи

Показать одной страницей

25.03.2006 11:23 Автор: TECHLABS Team

Пожалуй, наиболее интересным событием прошедшей недели стал официальный старт технологии физического ускорителя от AGEIA. PhysX, именно так называется PCI-карта, несущая на себе процессор физических эффектов, призван заметно улучшить реализм игр недалёкого будущего. По всей видимости, кинематографическое качество эффектов, которое "вот-вот наступит" со времён анонса первых GeForce FX три года назад, всё-таки недостижимо лишь средствами графических ускорителей. Сколько ни увеличивай разрешение текстур, сколько ни усложняй пиксельные инструкции – естественного поведения объектов в виртуальной среде не добьёшься. Если верить анонсам AGEIA в самом ближайшем будущем, если точнее – в мае, нас ожидает примерно следующий набор нововведений в играх:

  • реалистичные взрывы, расчет повреждений от шрапнели и взрывной волны;
  • естественные движения персонажей обеспечиваются просчётом поведения суставов и сочленений тела;
  • специальные эффекты оружия (вероятно, гравитационная пушка из Half-Life 2 станет излюбленным объектов для экспериментов с физической моделью);
  • буйная растительность, реалистично колышущаяся под порывами ветра;
  • поведение дыма и тумана (ламинарные и турбулентные потоки) вокруг движущихся объектов рассчитывается в реальном времени;
  • поведение жидкостей (размеры капель, плотность спреев, течение и т.д.) зависят от их вязкости;
  • ткани мнутся и рвутся, как настоящие.

Всё это нам обещает чип со 125 миллионами транзисторов, что меньше, чем в современных видеокартах, примерно соответствует числу транзисторов в процессорах и больше, чем в звуковых картах Creative X-Fi. Для чипа даже продвигают своё название - Physics Processing Unit (устройство обработки физической модели), или PPU, что ставит его в один ряд с CPU и GPU. К слову сказать, адекватного русского термина для PPU пока не придумали – всё-таки "физический ускоритель" отдаёт квантовой механикой и синхрофазатронами, а "ускоритель физической модели" – чересчур громоздко. Но главное не название, а суть. Всего несколько месяцев, и AGEIA PhysX можно будет купить в составе компьютеров Dell, Alienware и Falcon Northwest, а также отдельно, в виде плат производства ASUS или BFG.

Игровой компьютер будущего AGEIA представляет нам в виде треугольника взаимодействующих элементов:

TECHLABS

Как видим, PPU здесь равноправен с GPU и выполняет ничуть не менее важную работу. Но у ведущих производителей графических процессоров на этот счёт другое мнение. Так, NVIDIA в спешном порядке заключила  альянс с компанией Havok для создания API, который позволит просчитывать физические эффекты на самих графических процессорах, начиная с GeForce 6. По мнению NVIDIA, гибкость программного кода, допустимая при его обработке на пиксельных и вершинных конвейерах, позволит использовать их мощности для просчёта физических эффектов. Таким образом, в каком-нибудь очередном драйвере просто появится галочка "включить аппаратное ускорение физических эффектов на GPU", и никакого PhysX нам не понадобится. Заявление ATI ещё более смелое: с их точки зрения мощности конвейеров видеокарт серии Radeon X1900 настолько велики, что позволят просчитывать физические эффекты даже с большей точностью, чем на продуктах от AGEIA. Если на одном ускорителе это не получиться – не беда, ведь есть же режим CrossFire, в котором "под физику" можно будет отдать все ресурсы одного из ускорителей целиком. Главное – создать соответствующий API.

TECHLABS

Сразу же возникает несколько вопросов: во-первых, о разработках со стороны AGEIA ведущие компании-производители графических чипов знали уже несколько лет, но делать свой собственный API никто не спешил. Надеялись на провал начинания AGEIA? Во-вторых, если у видеокарт столько простаивающих в играх мощностей, может, стоит их всё-таки пустить в дело? Пока выйдут ваши драгоценные физические API, господа программисты из ATI и NVIDIA, может быть вы подарите своим поклонником драйвер с галочкой "включить простаивающие мощности в играх"? Если эти мощности действительно существуют…

В ожидании новостей с нового, "физического" фронта игровых технологий, вернёмся к имеющему уже десятилетнюю историю рынку 3D-ускорителей. NVIDIA в полном соответствии с планами, выпустила две новых видеокарты, очерчивающие границы бюджетного сегмента. GeForce 7300 LE – четырёхконвейерный 64-битный чип с невысокими частотами – типичный офисный герой. Учитывая заявленную поддержку всех функций интерфейса грядущей Windows Vista – не такой уж и плохой вариант за свои $50-$70. Его старший брат, GeForce 7600 GS может похватать происхождением от GeForce 7600 GT с полным сохранением конвейерной формулы – 12/5. Однако, пониженные частоты существенно ограничивают его производительность, давая взамен возможность обходится пассивным охлаждением.

TECHLABS

 

Если с анонсами у NVIDA всё обстоит как нельзя лучше, то по дороге на прилавок механизм частенько даёт сбой. Так, все видеокарты серии 7900 довольно сложно найти в свободной продаже. Вероятно, это связано с низким выходом годных чипов. Бюджетная же видеокарта GeForce 7300 GS пока не может похвастать высокими цифрами продаж, заметно уступая в нижнем ценовом сегменте продукту от ATI, Radeon X1300. NVIDIA, похоже, не делает ставки на это чип, о чём говорит её решение не включать в GeForce 7300 поддержку SLI, не взирая на наличие CrossFire у конкурирующего Radeon X1300. На мобильном рынке у NVIDIA дела идут в гору. GoForce 4000, чип для мобильных телефонов, официально принят на вооружение компанией Kyocera для использования в CDMA-телефоне W41K.

Порой сами производители проявляют достойную всяческих похвал инициативу, выпуская неожиданные решения на базе известных чипов. На этой неделе таких новинок было целых две – это разогнанный GeForce 6600GT от Medion под названием GeForce 6700 XL, и Gainward Bliss 7800 GS AGP. Последняя видеокарта особенно интересна, поскольку представляет собой единственное в своём роде решение для платформы AGP с 20-ю конвейерами рендеринга и 512 MB видеопамяти.

TECHLABS

ATI держит оборону на несколько других фронтах. Довольно символичным актом можно назвать выпуск ускорителя FireGL V7350 с 1 GB набортной памяти – в своё время NVIDIA отложила по техническим причинам выпуск 1 GB Quadro. В профессиональной принадлежности этого монстра не даёт усомниться и цена – около $2000 за одну штуку. Спускаясь же с небёс на землю, то есть в сектор потребительских (читай игровых) можно обнаружить интересные новинки и в ценовом сегменте до $500. В пику дефициту карт GeForce 7900 GT Sapphire выпустила практически по той же цене (?340) Radeon X1800 XT 256 MB – заведомо более быструю видеокарту. Пока у NVIDIA проблемы с поставками, ATI снимает сливки с рынка. Ещё дешевле (около ?250) обойдётся гейемерам очередной чип с постфиксом GTO, на сей раз Radeon X1900 GTO.

TECHLABS

Стройные ряды производителей памяти на этой неделе пополнили две компании, ранее замеченные в совсем других областях ИТ-индустрии. Производитель чипсетов SiS теперь собирает выпускать  DDR400 и DDR2-800 модули, а известный изготовитель материнских плат и видеокарт Chaintech налаживает под брендом APOGEE выпуск практически всего спектра планок памяти типа DDR и DDR2. Особенно актуальными вскоре станут модули DDR2-800 ввиду того, что AMD со своим встроенным в процессор контроллером и ведущие производители чипсетов собиратся поддержать DDR2-800 в качестве индустриального стандарта. Возможно, DDR2-800 станет столь же популярным, как и DDR400 в настоящее время. 

Итак, на сегодня – всё. До встречи и следующего TECHLABS Hardware Digest.

|| Комментарии на форуме 0
Оставить комментарий